ПОЧТИ НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ

По итогам заседания в Москве Смешанной контрольной комиссии по урегулированию ситуации в Южной Осетии удалось подписать итоговый документ. Первый заместитель министра иностранных дел РФ Валерий Лощинин сообщил: переговоры были трудные, но завершились в целом успешно. "Документ содержит обращение к руководителям в Тбилиси и Цхинвали с призывом не применять силовые действия в решении конфликта".

До последнего момента заседание было на грани провала. Выручили предложения российского Министерства обороны, которые стороны сочли компромиссными. Да и то лишь после призыва к здравому смыслу со стороны заместителя главкома сухопутных войск РФ генерал-лейтенанта Валерия Евневича: "Если не будет никакого решения, вы представляете, что может произойти? В двух населенных пунктах конфликтующие стороны выдвинули свои подразделения и в любую минуту готовы открыть огонь".
Протокол был подписан, но с оговорками со стороны Тбилиси. Они касаются судьбы двух автомобилей с российскими неуправляемыми авиационными ракетами и личным имуществом военнослужащих. Тех самых, что еще 7 июля были конфискованы грузинскими полицейскими в Южной Осетии. В Тбилиси сочли боеприпасы злостной контрабандой, хотя ракеты предназначены для вертолетного подразделения, которое, по согласованию с теми же грузинами, создается в составе миротворческих сил в зоне конфликта. В итоге военные автомобили были угнаны в Тбилиси.
Судя по всему, теперь грузинские власти сильно жалеют о своей горячности. Госминистр республики Георгий Хаиндрава заявил: "Мы готовы отдать эти машины российской стороне уже четвертый день. Но российская сторона их не забирает". Автомобили с ракетами давно стоят в Тбилиси у штаба группы российских войск в Закавказье. Почему мы их не забираем? Это на днях разъяснил министр обороны РФ Сергей Иванов: "Ракеты должны быть возвращены туда, где были украдены". То есть в Цхинвали. Принцип.
Чтобы прояснить ситуацию, "Труд" связался со штабом группы российских войск в Закавказье. Представитель командования был категоричен: ракеты принимать под охрану не будем, пусть грузины везут в Цхинвали. Это имущество миротворцев, не имеющих отношения к ГРВЗ.
Как бы там ни было, переговоры показали: Москва играет ключевую роль в поисках выхода из сложившейся ситуации. Напомним: президент Грузии Михаил Саакашвили неоднократно говорил о том, что Тбилиси восстановит территориальную целостность страны, имея в виду "возвращение" Абхазии и Южной Осетии. И хотя он не раз подтверждал стремление к мирному решению вопроса, в Цхинвали обратили внимание на сосредоточение грузинских войск вокруг автономии. Ее парламент ранее обращался к России с просьбой принять Южную Осетию в состав РФ. В Москве немало политиков, которые считают, что нужно отозваться на эту просьбу. Лидер партии "Родина" Дмитрий Рогозин, к примеру, уверен: осетинский народ был искусственно разделен на Северную и Южную Осетии, это следует исправить. Но в то же время Россия признает территориальную целостность Грузии. Где же выход?
Очевидно, решение не может быть простым. Председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин не исключает, что потребуется время для поиска путей выхода из ситуации. Сам Саакашвили недавно констатировал, что это проблема, которую должны решать Москва и Тбилиси, но при этом, правда, призвал Запад "нажать" на Россию. Этот призыв, на взгляд Кокошина, не учитывает сложившихся реалий. По его словам, Саакашвили "рискует получить жесткий отпор со стороны России на любое вмешательство в процесс урегулирования грузино-осетинского конфликта со стороны внешних сил; он может получить вмешательство со стороны Запада, такое, которое приведет к совершенно противоположному результату, скажем, аналогичному тому, что получен в том же Косово". Однако грузинский президент, несмотря на заверения в дружбе с Россией, сам же как будто стремится обострить ситуацию. В Лондоне после встречи с британским министром иностранных дел Джеком Стро он заявил буквально следующее: "Некоторые элементы в Москве осуществляют определенные агрессивные планы, и не только планы - они проводят агрессивные акции; это те, кто не отказался от имперских мечтаний и амбиций". Как видим, молодому президенту неймется.