ИНОГДА АВТОМОБИЛЬ - РОСКОШЬ

Уже восьмой раз в Москве на Тушинском аэродроме проходила международная выставка "Автоэкзотика". Этот "вернисаж редкого наземного транспорта" стал заметным событием в автомобильной жизни. На сей раз выставку за три дня посетило больше 30 тысяч человек.

Среди экспонатов - классические автомобили до 1969 года выпуска, а также репликары, спортивные авто и ретро-грузовики. Но главное внимание - к автомобилям, существующим в единственном экземпляре. Один из них - представительский "ЗИЛ". Хозяин "экзотики" Василий Скиба приехал на выставку из Московской области. Он пригласил меня сесть на водительское кресло. Устроившись, я почувствовал себя как на приеме у высокого чиновника - ковры, кожаные кресла, деревянный подлокотник. Кому принадлежал этот роскошный автомобиль?
- На нем ездил председатель КГБ СССР Юрий Владимирович Андропов, - уверяет владелец раритета. - История у машины славная. В 1969 году в СССР начали выпуск автомобилей "ЗИЛ"-114 - специально для членов ЦК КПСС. Но для сопровождения требовалась машина, которая бы по своим ходовым качествам ни в чем не уступала. Решили изготовить укороченный вариант - "ЗИЛ-117". Вот на этой машине два года и катался Андропов. Он садился впереди, рядом с водителем. Потом машину передали в Казахстан. Когда в республику приезжал Леонид Ильич Брежнев, автомобиль использовался в качестве сопровождения. А позже на нем ездил первый секретарь ЦК компартии Казахстана Динмухамед Кунаев.
Там, в Казахстане, и нашел Василий Скиба эту машину. Говорит, что автомобиль был в ужасном состоянии. Он купил его, отремонтировал, и теперь "ЗИЛ" как новый.
- Для управления таким авто водитель должен сначала побыть стажером, - говорит Василий. - Но "Труду" я доверяю - садитесь за руль!..
Делаю, как велит Василий.
Машина заводится мгновенно, мотор работает ровно. Перед собой на панели я вижу часы - большие, как в кабинете. Радиоприемник, рычажки управления климат-контролем - это в те-то годы! Последняя цифра на спидометре - 200 км в час.
"Такую скорость автомобиль и сейчас набирает, - комментирует Василий. - А до "сотки" разгоняется всего за девять секунд".
Коробка - автоматическая, переключение передач осуществляется кнопкой: "нейтралка", задний ход, движение вперед, пониженная передача - если плохая дорога.
Имеются дополнительные печки, спрятанные под крыльями. "Каждая деталька, - говорит Василий, - изготовлена вручную, собиралась поштучно, на каждой - свой номер. Не машина - легенда!"
Был на этом авто даже телефон. Когда генсек Брежнев умер, Кунаев возвращался с охоты. И в машине раздался тревожный звонок - сообщили о случившемся.