УЧИЛИСЬ БЫ, НА ФИННОВ ГЛЯДЯ

Предвыборная горячка, похоже, перекинулась на экономические ведомства: Минфин заявил, что намерен рассмотреть поступающие предложения "по введению повышенных налоговых ставок для элитной недвижимости". В законопроект о введении в России местного налога на недвижимость внесут соответствующие поправки. Возникает вопрос: зачем?

Популизм этой идеи виден, что называется, за версту: в нашей богатой стране с полунищим народом, согласно опросам ВЦИОМ, за введение дополнительных налогов на роскошь голосует свыше половины россиян - 57 процентов. Против высказывается вдвое меньше - 28 процентов. Причем даже среди тех, кто считает себя хорошо материально обеспеченным, сторонников налога больше, чем противников (48 процентов против 35). Но самое любопытное: очень больно этот налог должен ударить... по российскому чиновничеству. Ибо опросы риэлторов показывают: львиную долю элитных квартир и загородных домов в России покупают именно госслужащие с весьма скромными официальными зарплатами. А вы когда-нибудь видели чиновника, добровольно укладывающего собственную голову под "налоговый топор"?
Понятно, самые предусмотрительные из них успели обзавестись виллами и замками за пределами Отчизны - в английском "Лондонграде" и немецком Баден-Бадене, на французском Лазурном берегу или в американских Флориде с Калифорнией. Но и в России уже немало построено, и продолжают возводиться "клубные" жилые дома ценой от 10 - 15 тысяч долларов за квадратный метр и загородные особняки за пару-тройку десятков миллионов долларов каждый. Однако никто не знает, сколько именно такого жилья имеется в России или хотя бы в каком-нибудь отдельно взятом российском регионе. Нет даже примерной методики определения, какая именно недвижимость может быть отнесена к элитной. Кстати, по оценке аналитиков рынка недвижимости, даже в Москве ее не более 5 процентов. Остальная недвижимость должна считаться "просто дорогой". Каковой она стала в самые последние два-три года.
То есть для введения предлагаемого новшества следует срочно проделать гигантскую практическую работу - прежде всего отделить "овец" от "козлищ": выявить, переписать и оценить всю имеющуюся в стране "элитку". Причем заниматься этим делом будут все те же чиновники, и трудно даже представить, какие "откаты" получат оценщики в качестве платы за свой нелегкий труд. Казне вряд ли много перепадет: одни откупятся деньгами, другие отгородятся "административным ресурсом". В лучшем случае новый налог станет "дубинкой для неугодных". А реальным результатом станет сокращение элитного строительства в России и стремительный всплеск его за рубежом. Кто от этого выиграет?
И ведь не скажешь, что государству так уж нужны эти деньги. В последние несколько лет правительство не может потратить даже собираемые налоги, перечисляя каждый год огромные "лишние" деньги в Стабилизационный фонд на "стерилизацию". Более того, власть пока не может наладить сбор даже обычных налогов с львиной доли загородной недвижимости - там тоже можно получить немалые деньги.
Минфин, однако, хочет больше: мол, в США ставка налога на недвижимость в разы выше российской и колеблется от 2 до 6 процентов, в Великобритании - от 1 до 4 процентов, в Германии недавно подняли с 0,5 процента до 1 процента. Но ведь там и уровень доходов населения неизмеримо выше. А в той же Германии вместе с повышением налога аналогично вырос необлагаемый минимум - с 60 до 120 тыс. евро. В Великобритании этот минимум - 120 тыс. фунтов стерлингов (240 тыс. долларов). В некоторых штатах США величину налога на недвижимость определяют сами жители - на референдумах.
А в Финляндии ежегодный налог на имущество составляет всего лишь около 1 евро за 1 кв. м площади в год вне зависимости от рыночной стоимости дома (квартиры). И никто не предлагает этот налог "дифференцировать", чтобы раскулачить богатых. Которых, кстати, в стране Суоми живет немало как раз потому, что их не раскулачивают.