А ВЫ КУДА ДЕЛИ СВОЙ ВАУЧЕР?

Разговор в трамвае: "Хочешь, я тебе свой ваучер покажу?" - "Что, прямо здесь?" Как говорится, без комментариев. Таково было отношение людей к сомнительным бумажкам, которыми ельцинские младореформаторы обещали осчастливить каждого. Слова-то были верные: разве в наследство от бывшего СССР нам не полагался кусочек его собственности? Мы не возражали. Но ваучеры пылились в буфетах, терялись, а сахар, водка, колбаса и мыло были по талонам. Поэтому большинство людей, вспомнив, как обманули их родителей государственными облигациями, этот ваучер просто обменяли на что-то менее призрачное - бутылку водки, например. Остальные продали по стоимости той же бутылки. Продали, потому что были покупатели - не брезгливые и с фантазией. Они скупали их мешками, чтобы в скором времени стать владельцами заводов и пароходов. Да что там, целых отраслей! Итак, 15 лет назад мы впервые услышали об этой ценной бумаге номиналом 10 тыс. руб. - государственном приватизационном чеке, который по польскому образцу окрестили ваучером. Именно с его помощью в новой России и были сделаны первые крупные состояния.

Анатолий ТРУШКИН, писатель-сатирик:
- У нас в семье ваучерами занималась моя жена. Куда-то там их "выгодно вложила". Больше о них я ничего не слышал. И никаких дивидендов не получал. Понял: скорее у меня объявятся богатые родственники в Японии, чем что-то получишь с ваучеров.
Николай СВАНИДЗЕ, телеведущий:
- Я к ваучерам отнесся легкомысленно - просто не получал их. А когда все-таки "созрел", было уже поздно. Но, как показало время, я ничего не потерял.
Сергей СКРИПКА, дирижер:
- Вложил свой ваучер в акции "Московской недвижимости". Что с ними стало потом, не знаю. Даже и не интересовался. Слышал, что акционерам выдавали какие-то в прямом смысле копеечные дивиденды - по 57 копеек, что ли. В общем, это была не приватизация, а полный бред.
МАРГАРИТА СТЕПАНОВА, МЕНЕДЖЕР ТУРФИРМЫ, САРАТОВ:
- В 1993 году в обмен на ваучер получила акции АООТ "Олби-дипломат". А потом банк "Национальный кредит", в котором у "Олби" был открыт счет, обанкротился, и его просто закрыли. В 1997 году против руководства АООТ возбудили уголовное дело за мошенничество, а всех вкладчиков отправили за компенсациями в Федеральный фонд по защите прав акционеров. Я туда не пошла - не хотелось тратить время и нервы.
РАИСА МИНКИНА, РАБОЧАЯ ЗАВОДА "СТАНКОЛИТ", МОСКВА:
- Вложила свой ваучер в "Московскую недвижимость". Тогда в общаге жила, о квартире мечтала, думала, так быстрее будет. Но ничего не получилось. Года два назад решила их все-таки разыскать - может, жив курилка? И нашла! В Москве, в Малом Харитоньевском переулке, дом 8/18 находится их депозитарный центр. Понесла я туда свой ваучер и получила пару тысяч рублей. На них сейчас 1 сантиметр жилплощади можно купить.
СЕРГЕЙ ЛЕДОВСКОЙ, РЕЖИССЕР ТЕАТРА ТЕНЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ:
- Помню, Чубайс нам всем по две "Волги" обещал. На самом деле шли ваучеры за две бутылки водки. А все потому, что большинство людей, в их числе и я, не вникли в суть приватизации. Кое-кто на этом миллионы сделал, а мы с бумажками остались. Я свой ваучер в какой-то "Гермес-союз" вложил.
АЛЕКСЕЙ РОГАЧЕВ, БЫВШИЙ СОТРУДНИК РУБОП ГУВД, ВИТЕБСК:
- Я этот ваучер не получал из принципа, потому что это был бессовестный обман населения. Иначе зачем тогда сразу же по окончании приватизации Госдума создала специальную комиссию, которая занималась поиском тех, кто нарушил закон чековой приватизации?
ЕЛЕНА СУХОВЕЙ, ПЕНСИОНЕРКА, БАРНАУЛ:
- А мне с приватизацией повезло. Работала я в те годы в "Алтайэнерго", и акции нашего предприятия были в цене. Когда сказали, что за один ваучер по 700 рублей могут дать, я продала свой, мужа и сына, и, добавив к уже накопленному, купили мы новую машину.
АННА МЯГКИХ, УЧИТЕЛЬ, КИЕВ:
- Продала на Бессарабке за 10 гривен (примерно 50 рублей) и купила нам с дедом новые тапки. Если бы раньше пошла, обменяла бы на мешок сахара за 32 гривны. Потом, говорят, мужика этого, что сахар давал, посадили. А те, кто всю страну обманул, даже по телевизору выступают?!
Разговаривали с читателями