04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КАК НАУЧИТЬСЯ ЩЕДРОСТИ

Юдина Светлана
Опубликовано 01:01 17 Июля 2008г.
Умение быть щедрым и разумное отношение к деньгам воспитывается с детства. Однако если вы замечаете у ребенка признаки жадности, не стоит впадать в панику и делать скоропалительные выводы. Ведь за этим нередко скрываются другие проблемы.

Что такое щедрость? Это умение дарить и с благодарностью принимать, находить общий язык с людьми. И, конечно, спокойное и рациональное отношение к финансам без страсти к накопительству и расточительности. Все это признаки гармоничной личности, тесно связанные и дополняющие друг друга.
Почему человек жаден? "Потому что он в себе не уверен, - комментирует Татьяна Ребеко, психоаналитик Института психологии РАН, - подсознательно боится отдать часть себя. Будь то игрушки, деньги или знания".
Прежде всего нужно научить ребенка делиться. Именно научить, а не заставить. В этой системе повелительное наклонение - "поделись" - неуместно. Лучше так: "Смотри, у меня есть две конфеты. Одна для тебя, другая для меня. Хочешь мою попробовать? А я бы откусила от твоей".
ДАВАЙ ПОДЕЛИМСЯ
Обычная история. В песочнице играют дети 3-5 лет. Свои собственные машинки, формочки и яркие ведерки уже никого не интересуют. Ведь есть возможность все это богатство использовать для общих пирожков, да еще и накормить ими одного большого зайца. А этот торт уж точно нужно везти на той красной машине. Но кто-то кричит: "Не дам!" Завязывается скандал, хозяин красной машины отстоял ее в потасовке и... в результате остался один, с ним никто не играет. Тем более что и другой малыш с самосвалом пришел.
Все это неудивительно, ведь общению помогает умение делиться. И именно воспитание щедрости помогает наладить общение малышей между собой. Если же общение не складывается, малыш может стать агрессивным.
Комментирует психолог Людмила Аншакова: "Ребенку нужно объяснить, что он все равно вернется домой со своей машинкой, но если сумеет поделиться, то не останется один". Тем более что появляется возможность пользоваться не только своей игрушкой, но и другими, общими. "Позже ситуацию можно проиграть на примере сказочных персонажей, давая подсказку, как правильно поступить: львенок, оставшийся один, на следующий день первый предложил друзьям покататься на своей машине, и все стали вместе играть", - советует психолог.
ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЭГОИЗМА
Каждая ситуация с жадным ребенком своеобразна. Возможно, игрушки, которые он никому не дает, являются для него единственным доказательством родительского внимания, другой любви он не ощущает. Порой вместо очередного подарка лучше вместе почитать книгу или просто поболтать.
А иногда причина кроется в ревности, когда одному из детей уделяют больше внимания, пусть даже в силу объективных обстоятельств - болезни, учебы или возраста. Родителям это может быть и не заметно, но ребенок все тонко чувствует.
Конечно, отношения должны быть ровными. Людмила Аншакова подчеркивает, что одного ребенка нельзя постоянно ставить в пример другому, иначе возникнет ощущение "меня меньше любят". "Говорить нужно конкретно о каждом, - советует психолог. - Во главу угла ставьте поступок, не оценивайте, кто плох, кто хорош. И никогда не делайте замечания в присутствии третьих лиц". "Дима поделился, а ты - нет" - вариант неудачный. Лучше так: "Как хорошо, что брат с тобой поделился, значит, он тебя любит! Мне будет приятно, если ты поделишься со мной".
У детей младшего возраста проявления жадности корректируются в игре, более старших к щедрости приучают поступки. Их нужно провоцировать: "Возьми два яблока - для себя и для друга". "Отправляя сына или дочь в магазин, попросите купить для вас мороженое или другую приятную мелочь, если останется сдача", - советует Людмила Аншакова.
КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ
Проблема "дети и деньги" не решается однозначно и вызывает у современных родителей много вопросов. Не приведет ли наличие карманных денег к жадности или, наоборот, к расточительности? Или воспитывать взрослые жизненные навыки нужно как можно раньше?
Положительный урок наличия карманных денег состоит в том, что дети начинают разумно относиться к финансам, самостоятельно принимать решения и самостоятельно за них отвечать.
Если деньги используют для наказания или поощрения - это урок отрицательный. Как любая силовая борьба, это ведет к махинациям и мести, напоминают психологи. Ребенок не должен использовать купюры и в целях самоутверждения. Чем менее он уверен в себе, тем сильнее желание выделиться за счет вещей или денег, а не собственных знаний и умений.
У некоторых родителей возникает вопрос, поощрять ли деньгами работу по дому - ну никак приучить к уборке не получается! Прежде всего не стоит забывать, что семейные отношения строятся на основе любви и взаимопомощи. Оплата домашнего труда меняет эту структуру. "Однако иногда можно договариваться о взаимопомощи: ты поможешь мне с уборкой, а я помогу тебе купить то, что ты хотел, - отмечает психолог Сергей Михайлов. - Только конкретных денег давать не нужно". А Татьяна Ребеко считает, что о выполнении работы, за которую платят постороннему человеку, можно договариваться с подростками за вознаграждение. Например, посидеть с младшим ребенком вместо няни.
И уж точно не стоит платить за хорошие оценки. Иначе создается ложное впечатление, что учеба нужна родителям, а не детям. В результате интерес к занятиям снижается, да еще и возникает риск различных махинаций с оценками и дневниками.
ЛИЧНЫЙ БЮДЖЕТ
С какого возраста давать деньги - вопрос индивидуальный. Смысл финансовых отношений и значение денег кто-то способен понять раньше, кто-то позже. Важно объяснить ребенку, что деньги достаются родителям не просто так, ради них тратят время и силы. Чтобы подростки научились более сознательно оценивать свои запросы, полезно предоставить им возможность подработать во время каникул.
Нельзя выделять средства бесконтрольно. Помогите ребенку спланировать, сколько ему нужно. Если его запросы велики или траты неоправданны, вместе рассмотрите семейный бюджет, а затем заново пересмотрите индивидуальный. Чтобы планировать было проще, сначала нужно научиться расписывать расходы на один день, затем на неделю, позже срок увеличивается. Людмила Аншакова советует завести для ребенка две копилки, чтобы одной он пользовался постоянно, а вторую без особой надобности не трогал.
Подросток сорит деньгами? Постарайтесь рационально скорректировать его траты. "Раз выкидываешь деньги на ветер, вообще ничего не получишь" - такой подход вызовет лишь озлобление. "Лучше предложите вместе рассмотреть семейные проблемы, - советует психолог. - Чтобы откладывать средства на дополнительные семейные нужды, мы урезаем наш общий бюджет, придется сократить и твой". В любом случае разумный компромисс - важная часть нашего общения и взаимопонимания.
КОРРЕКЦИЯ ПОСТУПКОВ
В юном возрасте человек буквально впитывает любые, даже ненавязчивые примеры. Не забывайте о близких людях. Раскладываем пироги: "Это тебе, это мне, а какой мы папе оставим?" Приходя в магазин, купите конфеты для бабушки. А когда выбираете вместе с сыном игрушку для него, предложите найти подарок и для сестры, брата или друзей. "Ребенок рождается эгоистом. В процессе воспитания мы корректируем его поступки и в результате направляем эгоизм в рациональное русло", - объясняют психологи.
КРЕДИТНАЯ ИСТОРИЯ
Как быть, если средств на понравившуюся вещь не хватает и ребенок просит денег в счет следующей недели или месяца? Комментирует Сергей Михайлов: "Все зависит от того, насколько серьезна его потребность. Когда в процессе обсуждения становится понятно, что желаемая вещь действительно важна и через месяц ее не купить, нужно договариваться. Спонтанные желания поощрять не стоит, лучше предложите постепенно копить деньги. Это дисциплинирует потребительское поведение и учит взрослым поступкам". Людмила Аншакова считает - просьбу стоит удовлетворить, но затем обязательно проследить, чтобы ребенок вернул долг. Такая позиция воспитывает доверие и ответственность.
ЧТО ПОЧИТАТЬ
Анна Егорова "Как правильно общаться с ребенком", 2007


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников