Иностранные пилоты улетают, не попрощавшись

Не прошло и года, как выяснилось, что воздушные гастарбайтеры российским авиаперевозчикам не нужны: своих пилотов девать некуда

В сентябре прошлого года немца Клауса Дитера Рольфса в Шереметьево торжественно представили в качестве пилота «Аэрофлота». Авиакомпания настойчиво добивалась права нанимать иностранцев под предлогом дефицита командиров воздушных судов. Но не прошло и года, как выяснилось, что воздушные гастарбайтеры российским авиаперевозчикам не нужны, поскольку своих пилотов девать некуда. Весь пар ушел в свисток, но осадок остался.

Год назад российское правительство разрешило авиаперевозчикам ежегодно в течение пяти лет нанимать по 200 -иностранных пилотов. Квоту Росавиация разделила между девятью авиаперевозчиками, причем большая часть пришлась на долю крупнейших авиакомпаний — «Аэрофлота» и «Трансаэро»: 80 и 67 соответственно. Последняя, впрочем, правом нанимать иностранцев не воспользовалась, как и «ЮТэйр» и «Якутия». А теперь даже «Аэрофлот» больше не наблюдает дефицита отечественного летного состава. Многие гастарбайтеры во главе с упомянутым немцем Рольфсом уже уволились. Если верить пресс-службе авиакомпании, 27 пилотов с загранпаспортами еще числятся в авиаотряде, хотя гендиректор Виталий Савельев на июньском собрании акционеров упомянул всего о 14 иностранцах. В любом случае их присутствие чисто номинальное, погоды в российской гражданской авиации не делает. Так зачем затевался весь сыр-бор?

Помнится, когда обсуждалось внесение поправок в Воздушный кодекс, на страницах «Труда» уважаемые в авиационных кругах эксперты аргументированно ставили под сомнение идею привлечения иностранных пилотов. Она тем более казалась дикой в условиях западных санкций, когда во всех отраслях встал вопрос импортозамещения и опоры на собственные силы. Но законодатели и правительство с легкостью необыкновенной отмахнулись от всех вопросов и предложений. «Вместо привлечения иностранных пилотов следовало бы позаботиться о том, чтобы реанимировать летные училища, — писал в «Труде» Юрий Дарымов, возглавлявший учебные заведения Министерства гражданской авиации в СССР. — Сейчас налицо раздрай: государственные училища не имеют средств, а коммерческие — лицензии на их создание.

Авиакомпаниям надо скинуться и объединить усилия по созданию частно-государственной системы финансирования уже имеющихся училищ».

Но здравых голосов власти не услышали. Наш эксперт, помощник президента Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Ободков вспоминает: «Изменения в Воздушный кодекс были приняты Госдумой в ускоренном порядке и при минимальном перевесе голосов. При этом проигнорировали указание президента России согласовать этот вопрос с профсоюзами. А ведь все они — от Общероссийского профсоюза авиаработников до ФНПР — высказались однозначно против! В апреле мы направили в комитет Госдумы по социальной политике письмо с анализом неутешительных итогов принятия закона о пилотах-иностранцах. Где отмечали, в частности, что зарубежных пилотов принимали на работу с нарушением медицинских норм — они не проходили психологические тесты, обязательные для россиян. А ведь именно отсутствие строгого медицинского контроля при отборе пилотов, как показала недавняя катастрофа немецкого лайнера в Альпах, может привести к трагическим последствиям».

Еще в марте профсоюз сообщал вице-премьеру Ольге Голодец о начавшихся массовых сокращениях, когда в ряде авиакомпаний были уволены 80 пилотов. Теперь к ним добавляются их коллеги из авиакомпании «Россия», причем счет уже идет на сотни. Хотя еще в конце прошлого года из-за кризиса в гражданской авиации началось сокращение регулярных рейсов и следовало срочно останавливать действие закона о найме иностранных пилотов.

И вот, наконец, Минтранс все-таки сделал некоторые выводы из этой мутной истории. Как нам стало известно, Воздушный кодекс РФ дополняется положением: «На должности специалистов авиационного персонала, осуществляющих деятельность по организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения, принимаются граждане РФ». Замминистра Сергей Аристов напомнил, что такая практика существовала еще в советское время, поскольку эта категория авиаперсонала имеет допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. А мы можем добавить, что тогда все работники «Аэрофлота» приравнивались к этой категории. И никому в здравом уме не приходило в голову посадить за штурвал самолета гражданина станы НАТО.

В редакции имеется заявление Общероссийского профсоюза авиаработников: «Мы требуем от властных структур усилить внимание к подготовке кадров для воздушного флота страны, не допустить сокращения расходов на образовательные учреждения отрасли, финансировать программы профориентации школьников, как это делают, например, авиаторы Якутска. В этом году местное авиационное училище впервые выпустило пилотов, и двое из них уже приступили к работе в авиакомпании».

Результат пока более чем скромный. Но куда важнее, что курс — верный. А вот в истории с привлечением иностранных пилотов в российские авиакомпании следовало бы разобраться как следует. Кто именно в правительстве и почему с такой настойчивостью лоббировал решение наперекор очевидным контраргументам? Кто именно в парламенте и почему добивался его законодательного оформления? Или у нас, как обычно, «авторы» ошибочных и даже преступных решений уходят в тину и живут как ни в чем не бывало?