И все-таки они летают

Новый экипаж отправится на МКС с двухмесячным опозданием

На космодроме Байконур основной и дублирующий экипажи уже живут по жесткому предстартовому графику. На следующей неделе в ночь со среды на четверг (23 июля в 00.02 минуты по московскому времени) экипаж 44/45-й экспедиции после двухмесячной задержки наконец-то отправится на Международную космическую станцию.

По первоначальному плану командир корабля Герой России Олег Кононенко и бортинженеры японец Юи Кимия и американец Челл Линдгрен должны были стартовать с Байконура еще 26 мая. Но апрельская авария при запуске грузового корабля «Прогресс М-27М» спутала все планы. Полет экипажа был отложен.

Тогда, за пару секунд до отделения «Прогресса» от третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2.1а» разгерметизировались топливные баки, а снаружи появились десятки осколков. Грузовик сгорел в плотных слоях атмосферы. Спустя месяц госкомиссия огласила выводы, подернутые сплошным туманом: «Причина повреждений корабля — конструктивная особенность совместного использования транспортного грузового корабля и ракеты-носителя, связанная с частотно-динамическими характеристиками связки ТГК и З-й ступени РН». Подробностей нет. А ведь учитывая резонанс, надо было рассказать об аварии просто, понятно, не скрывая деталей.

Теперь для новых запусков решено использовать не ракету «Союз-2.1а», а другие, неоднократно проверенные носители. За три недели до предстоящего пилотируемого полета был отправлен в космос «Прогресс М-28М», причаливший к МКС через двое суток.

В Звездном городке на предстартовой пресс-конференции Олегу Кононенко задали непростой вопрос: «Две аварии грузового корабля за 4 года... Вы не испытываете страха перед полетом?» Чуть помедлив с ответом, командир сказал: «Неожиданности возможны, но такого уж страха нет. Доверяем технике, людям, которые ее делают, да и система аварийного спасения экипажа у нас есть (американские шаттлы такой системы не имели. — «Труд»). Больше волнений у нас за родных, остающихся на Земле, да и за то, чтобы выполнить программу полета».

Японский астронавт Юи Кимия продолжил тему, обратившись к журналистам по-русски: «А я совсем не волнуюсь, потому что после той аварийной ситуации с «Прогрессом» все много раз проверено и перепроверено. Наш запуск будет самым безопасным».

Наш прославленный летчик-космонавт Валерий Рюмин, четырежды летавший в космос, рассказывал мне: «Страха нет, но волнение, разумеется, испытываешь. Вот представь: ты находишься в кабине, на вершине ракеты, а под тобой 270 тонн взрывоопасных компонентов топлива — керосина и кислорода... Все космонавты волнуются, это нормально. Другое дело, что надо уметь управлять эмоциями, чтобы они не мешали работе».

Отправляющемуся в третий полет Олегу Кононенко эти ощущения хорошо знакомы — в отличие от новичков Линдгрена и Юи. За три недели до отлета на космодром Олег Дмитриевич отметил свой 51-й день рождения. В общей сложности он отработал на орбите свыше 391 суток. Трижды выходил в открытый космос, проведя там 18 часов 31 минуту. «Мне кажется, я родился с мечтой стать космонавтом, — рассказывает Кононенко. — И мне очень повезло, что мое тело, здоровье, психические способности помогли достичь цели. Для меня это самая лучшая работа и нет более интересной профессии на Земле».

Он окончил Харьковский авиационный институт. Получив диплом, 8 лет трудился в космической отрасли — в знаменитом Центральном специализированном конструкторском бюро Государственного научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» (Самара). А уж оттуда — прямой путь в Звездный городок. В Центре подготовки поднялся до заместителя командира отряда космонавтов по научно-исследовательской испытательной работе. Женат, души не чает в 11-летних двойняшках — Андрее и Алисе.

Среди экспериментов, которыми будет заниматься на борту МКС Олег Кононенко, большой интерес вызывает дистанционное управление наземными роботами. Это совместный российско-германский проект «Контур-2». Кононенко будет передавать команды двум продвинутым роботам в России и Германии. Один из них находится в ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (Санкт-Петербург), другой — в Центре робототехники и мехатроники (Мюнхен). Цель экспериментов — научиться управлять роботами, отправленными на другую планету. Например, на Луну. Такие роботы вполне справятся с монтажом различных объектов при строительстве обитаемой лунной базы.

Интересные исследования ждут и 45-летнего японского астронавта. Бывшего летчика-испытателя Юи Кимия (женат, трое детей) интересует все, что связано с поиском во Вселенной загадочной темной материи, существование которой ученые предполагают. Для этого на МКС доставят специальный японский прибор. А 42-летнего врача, астронавта НАСА Челла Линдгрена (тоже имеет троих детей), доктора медицины, специалиста по физиологии сердечно-сосудистой системы, привлекают медико-биологические эксперименты, необходимые для подготовки дальних космических полетов. Психологи говорят о замечательных личных взаимоотношениях в этом экипаже. Друг о друге эти люди говорят с огромным уважением и теплотой. Вот слова Олега Кононенко: «Челл — человек творческий, с воображением, выдвигает интересные идеи, находит нестандартные решения. То же могу сказать и о Юи. А еще у него тонкий юмор, он веселый, доброжелательный, позитивный человек...» А оба бортинженера отмечают высокий профессионализм россиянина. «Нам повезло с командиром, — подчеркнул американский астронавт. — Мы полагаемся на его опыт и лидерские качества». Еще эмоциональнее высказывания японца: «Я испытываю очень теплые чувства к командиру. Он много знает, всегда спокоен и уверен. И еще вот что: я люблю Россию. Здесь очень добрые люди, готовые прийти на помощь...» Между прочим, на пресс-конференции Юи отвечал на вопросы по-русски вполне прилично. А вот американский астронавт общался с прессой через переводчика.

P.S. Итак, 22 июля в 18.00 автобус со звездоплавателями отправится от гостиницы «Космонавт» на стартовую площадку. Чуть позже туда же поедут находящиеся на Байконуре их жены и дети. Они увидят, как отходит от ракеты кабель-мачта и как после команды «зажигание» под освещенным прожекторами носителем появится ослепительный огненный шлейф. Махина в 300 тонн уйдет со стартового стола в ночное небо. Мы будем волноваться и болеть за этих мужественных людей из России, США и Японии. Их пример показывает: масштабные дела человечеству под силу, только когда мы вместе. Вместе!