ОЧАРОВАНИЕ С ТЯЖЕЛЫМИ КУЛАКАМИ

Диктофон я включила у лифта редакции, чем вызвала явный интерес к собеседнице у попутчика-коллеги. Дескать, кто эта стройная, улыбчивая незнакомка в узких брючках, так непосредственно отвечающая на вопросы?- Знакомьтесь: лучшая боксерша России - Настя, - представила я спутницу.Коллегу как ошпарило: "Девушка и бокс? Кулачный бой? Невообразимо!"

... И все-таки вообразите: героиня этого интервью, 23-летняя Анастасия Тактаулова из Йошкар-Олы, чемпионка России-2000 по боксу среди профессионалов.
- Есть дети, которые всегда со всеми дерутся. Ты случайно не из таких?
- Я росла в семье вместе с двумя старшими и одним младшим братьями. Так что без кулачных разборок у нас не обходилось. Именно с детства у меня вошло в привычку: не ждать нападения, а бить первой. Правда, иногда случается и защищаться: недавно наказала хулиганов. Так, что "мальчики" отступали ползком.
- Твои братья тоже в боксеры пошли после бурного детства?
- Братья стали художниками. У нас ведь отец - заслуженный художник России, мама тоже художница. Я сама несколько лет посещала художественную школу. До сих пор занимаюсь анималистической графикой: рисую животных. Но я мечтала стать ученым-биологом. Два года отучилась в университете. Из-за спорта пришлось бросить. Зато теперь поступила в Академию физкультуры.
- Ради чего бросила институт?
- В Йошкар-Оле я начала заниматься каратэ. Стала мастером спорта, кубки России брала много раз. Но попробовала бокс для интереса. И поняла - все восточные единоборства по сравнению с ним - ерунда. В боксерской драке нет никаких танцевальных выкрутасов. Идет нормальный бой на кулаках.
В 1998 году я узнала, что в Москве существуют клубы женского бокса. И сразу сорвалась в столицу. Пришла в Спорткомитет, выпросила телефоны лучших боксерских школ под руководством тренеров Марка Мельцера, Николая Ли, Олега Чехова.
Больше всего атмосфера понравилась у Чехова. В его клуб я через месяц и приехала, что называется, с вещами. Потом случился между нами производственный конфликт, мы разошлись. Три месяца назад я перешла к новому мастеру - Юрию Судакову, чем очень довольна. Судаков умеет создать "рабочую" обстановку на тренировках и правильно настроить тебя перед выходом на ринг.
- Было ли больно или страшно заниматься боксом после каратэ?
- Больно мне бывает до сих пор. Я на тренировках работаю в парах в основном с парнями: что такое тяжелая мужская рука, знаю не понаслышке. Зато на соревнованиях легче - там-то дерусь уже с девчонками, а девчонка никогда сильнее парня не ударит. А вот страха борьбы или физической боли у меня никогда не возникало. Куда меня только не били, нос ломали два раза - и ничего.
- Верно ли, что боксерам больше, чем кому-то, для победы нужна спортивная злость?
- Да нет. Когда выхожу на ринг, у меня вообще никаких эмоций нет. Я же не дерусь, я боксирую, соревнуюсь. Противница в обычной жизни для меня "и не друг, и не враг, а так". Кстати, на последнем чемпионате России первые четыре раунда я по ощущениям была точно "мертвая". Потом, как Мюнхгаузен, "себя за волосы приподняла" - надо работать. Так и разошлась.
... Вообще неверно думать, что в нашем спорте собрались одни агрессоры и злыдни. В бокс идут люди, у которых силы - через край. Как физической, так и духовной.
- У тебя есть подруги среди "коллег"?
- Подруги у меня только те, с которыми училась в одном классе в Йошкар-Оле. А с коллегами - мы все знакомы, общаемся при случае. Но в кафе-мороженое после соревнований вместе не ходим.
Кстати, больше общих тем для разговора я нахожу не с девушками, а с парнями - у самой характер "мальчиковый". В Москве мой круг общения составляют боксеры да борцы.
- Твой избранник тоже должен быть боксером?
- Здесь уж как Бог даст. Мне нравятся спортивные люди. Считаю, мужчина должен быть мужчиной. Обязательно иметь сильные руки. Хотя... Даже это не так важно. Главное, чтобы у человека было... такое предназначение - стать моей второй половиной.
- Что тебе нравится в жизни, кроме спорта: хобби, стиль одежды?
- Я во всем предпочитаю классику. В одежде выбираю высокие каблуки, длинные платья, обтягивающие брючки - чтобы фигуру подчеркивать, пока она есть. Из музыки слушаю органную - Баха, концерты Бетховена, Моцарта. До сих пор помню наизусть стихи Бальмонта, Пушкина, Брюсова. Перечитываю Лермонтова, Есенина.
По музеям хожу: в Москве регулярно выбираемся с братом в Пушкинский и Третьяковку.
- Интересно, а мама никогда не говорила тебе: "Настенька, ты же - девочка, какой бокс?"
- Мама у меня - мировая. Когда они развелись с папой - несколько лет назад - мама переехала в Москву. Помню, пришла я к ней перед поездкой в Данию в 98-м году и говорю: "До свидания, мамочка, еду в Данию драться". Она мне отвечает: "Смотри, дерись там хорошо!" Я даже расстроилась - другие мамы бы сказали: бросай, дочка, бокс, это не женственно, сиди дома, вышивай крестиком, а моя... Только подзадоривает: "Ты соперницу сначала обмани, зайди слева, а потом ка-ак дай! И без победы домой не приходи!"
- На финансовое положение победительница не жалуется?
- Когда я только приехала в Москву, не имела ни денег, ни прописки. На тренировки иногда голодная ходила. Но знала: рано или поздно своего добьюсь. Трудности меня не пугали, хотя - надоедали. В общем, работала я на имя, а теперь чувствую, как имя работает на меня. Недавно подписала контракт с одной промоуторской фирмой и значительно улучшила свое материальное положение.
- Чем собираешься заняться, когда "повесишь перчатки на гвоздь"?
- Об этом я пока не задумываюсь. Знаю одно: тренером вряд ли стану. То есть помогать новичкам - учить боксу у меня получается, но душа к этому не лежит. Даст Бог, закончу боксировать и опять вернусь в науку.
- Чувствуется, ты - верующий человек?..
- Я убеждена: все, что мы приобретаем или теряем в жизни, - дается свыше. Был у меня очень трудный период в жизни, который я смогла пережить, читая Библию. Именно тогда и поняла: лучше жить с Богом в душе...