И В ФУТБОЛЕ СПАСАЕТ ЛЮБОВЬ

Вообще-то Юра Тишков с детства мечтал стать конструктором самолетов. Или летчиком. И летать, как Чкалов. Или Гагарин. А потом он хотел стать футболистом и обязательно выиграть чемпионат мира. И играть, как Паоло Росси. Или Вадим Никонов. Причем никакого противоречия между голубым небом и зеленым полем Юра не видел - и самолеты, и мяч вызывали в его душе одно чувство - чувство полета, которое и передать-то словами трудно. А теперь Юрий Иванович Тишков работает детским тренером и учится на юриста. И опять никаких противоречий в своих увлечениях не видит. Он, как и прежде, занимается тем, что ему больше всего нравится.

Играл Юрий в столичном "Торпедо". Там у него дела шли отлично. Регулярно забивал решающие мячи и был любимцем торпедовских болельщиков. Между прочим, ему всего за два сезона удалось установить "вечный", хоть и скромный, рекорд клуба - забить в еврокубках шесть мячей. Это достижение не побито до сих пор. А в двадцать один год у Юры уже началась полоса невезения. Травмы, ушибы, проблемы с тренерами. И в 1993 году Тишков принял приглашение из московского "Динамо" от Валерия Газзаева. Наверное, напрасно. Но тогда, семь лет назад, Тишков выбрал для себя именно такой путь. За свою новую команду Юра отыграл всего четыре месяца. А в начале июля футболиста поджидала страшная беда. Его предупреждали друзья и знакомые, чтобы он ни в коем случае не ехал в Коломну на матч 1/16 финала Кубка России с местным "Виктор-Авангардом". Коломенцы собирались любой ценой выиграть у "Динамо", а для этого было необходимо сильно испугать москвичей. Испугать жестокостью. Получил Юрий мяч в центре поля, рванулся на полной скорости к воротам "Авангарда" и не заметил, как его бывший партнер по торпедовскому дублю и воспитанник, кстати, динамовского футбола Бодак летит на него двумя ногами вперед. Падение, боль, потеря сознания. Машина "скорой помощи", операция, гипс и больничная койка.
Были и слезы Игоря Добровольского, и возмущение Валерия Газзаева, и дисквалификация Бодака, которую сначала хотели сделать пожизненной... Были еще и статьи в печати, и отрывки матча, показанные по телевидению, который "Динамо", кстати, без Тишкова и Добровольского, выиграло со счетом 2:0. Через год после коломенского кошмара Юра попытался вернуться в футбол. И вернулся. Только это был не тот Тишков и не тот футбол. Еще три года Юра старался пересилить беду и стать самим собой на прямоугольнике футбольного поля. Нога раз за разом давала о себе знать, но футболист все же надеялся найти себя в любимом деле. И была в итоге бестолковая поездка на полгода в казанский "Рубин", где Тишков не получил ни удовольствия от игры, ни денег за нее.
И оказался двадцативосьмилетний футболист перед серьезнейшим жизненным выбором: что же делать дальше? В тот момент мы и познакомились. Сидя на лавочке около Северной трибуны стадиона "Динамо", летом прошлого года он мне говорил: "Без футбола я не могу". И нисколько я поэтому не удивился, когда осенью узнал, что Юра стал детским тренером в футбольной школе зиловского "Торпедо".
Скоро будет год, как Тишков возится со своими детишками 1991 года рождения едва ли не каждый день. К мальчишкам своим Тишков, ставший в одночасье почти для всех Юрием Ивановичем, относится с необычайной серьезностью. Он может с увлечением рассказывать о каждом своем мальчишке, о применяемой им тактике на игру, о требовании бороться за любой, даже самый безнадежный мяч.
По мнению Тишкова, мальчишки играть еще успеют научиться, а вот бороться они должны с первых шагов в футболе. Но уже есть у него в команде неплохой нападающий, с техникой, с ударом и скоростью. И полузащитник есть техничный, думающий, который способен обыгрывать по нескольку сверстников подряд. Тишков собирается уже с их родителями контракты подписывать, чтобы не увел их никто у него. Да я думаю, что и сами мальчишки ни за какие посулы от своего наставника не уйдут. Для них Юрий Иванович в футболе - самый главный авторитет.
Через год наступит время, когда подопечные Тишкова "созреют" для действительно серьезных турниров. К этим вот срокам и подводит Юрий Иванович своих малышей. Уже осенью он собирается потихоньку пересмотреть всю систему своих тренировок - настало время (или вот-вот настанет), когда скидки на возраст мальчишек уже не сделаешь. Спрашивать будут с тренера. Думаю, Юре за свою работу ни перед коллегами по тренерскому цеху, ни перед родителями своих питомцев краснеть не придется. Дело свое тренер Тишков знает. Кстати, в этом году он и первый курс Московской государственной юридической академии закончил. Причем на "хорошо" и "отлично".