04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-8...-10°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТОНУЩИЙ ПОРТ

Смирнова Ирина
Опубликовано 01:01 17 Августа 2004г.
"Это крест на развитии морского транспортного комплекса Калининградской области!" Так жестко отозвался губернатор Владимир Егоров о постановлении правительства РФ по прекращению строительства порта в пункте Восточный. Обычно сдержанный в оценках действий федеральной власти, он назвал абсурдным решение, на котором настояло военное ведомство.

История эта уже изрядно подпортила нервы ее участникам. После долгих согласований четвертый бассейн в Балтийске был передан военными в ведение Минтранса, но с условием: закрыть пункт Восточный для гражданского строительства. На практике это означает, что в регионе не будет глубоководного порта.
В июне 2003 года в Балтийске побывал Владимир Путин, осмотрел паромный комплекс, прилегающую территорию и спросил: "А что здесь дальше планируется делать?". По поручению президента было принято решение строить переправу, передав акваторию и территорию в ведение Минтранса. Расчеты показали: если железнодорожную часть переправы строить здесь, то это обойдется казне почти на 70 процентов дешевле, чем в любой другой точке полуострова.
В ответ Минбороны выставило условие: возвращение Балтфлоту пункта Восточный. В итоге находящийся там пункт пропуска через границу прекратил существование. Закрыто успешно работавшее предприятие по перевалке нефти, уже вложившее в первую очередь терминала 7 и намеревавшееся вложить еще 80 млн. долларов. Сто человек потеряли работу, на очереди - закрытие двухсот рабочих мест пограничников и таможенников, простаивает железная дорога. Доходы бюджетов всех уровней несут крупные потери. Муниципальные власти Балтийска просто в панике: на какие средства отапливать город зимой?
Если порт не использовать в интересах торгового мореплавания, рушится весь замысел транзита грузов через Калининград. Становятся бессмысленными усилия по модернизации железной дороги. Не говоря уже о том, что фактически перечеркнут проект создания глубоководного порта, защищенный на всех уровнях, и де-факто отменено решение правительства о создании нефтеперевалочной компании для снабжения области топливом. Наконец, пострадал и сам флот, поскольку лишился внебюджетных средств.
- Кроме безмерного удивления всех, кто прочитал постановление правительства, другой реакции я не видел, - говорит губернатор.
Автора! Но все попытки узнать мотивы появления документа, которым калининградцы загоняются в тупик, окончились ничем. Представители Балтфлота публично подтверждают готовность сотрудничать с региональной властью. Позицию командующего подкрепило мнение главкома ВМФ Владимира Куроедова, который "вообще не видит тут проблемы". Стороны клянутся стоять на страже интересов жителей области, требуют изменений в постановление правительства, которые позволят вновь открыть пункт пропуска через границу для международного грузового и пассажирского сообщения. Ведь ведущий к Калининграду 42-километровый канал затрудняет судоходство и делает порт неконкурентоспособным.
Короче, на словах все демонстрируют единомыслие. А на деле...
- Все, в нашу гавань суда больше не ходят! - глава администрации Балтийска Александр Кузнецов не может сдержать досаду. - Десять лет жизни я вложил в это дело. Строительство глубоководного порта в пункте Восточный согласовали в правительстве.Год за годом шла работа, под нее подтягивались инвестиции, можно было говорить людям в Балтийске: "Потерпите! Завтра будет лучше". Как бы не так! Теперь у нас все отнято!
В чем интерес калининградцев? Чтобы европейские грузы развернулись из стран Балтии и через российский анклав шли в Россию. Чтобы выиграть конкурентную борьбу у Щецина, Гданьска, Клайпеды, надо развивать эту выгодную в портовом отношении территорию.
Железная дорога, таможня, пограничники, морская администрация порта - все двигались в этом направлении. Пока вдруг два ведомства не заспорили, кому эти пять гектаров будут принадлежать - Минтрансу или Минобороны? Военное ведомство "переиграло", но не выиграло. Это стало очевидным на выездной коллегии, которую вел министр транспорта РФ Игорь Левитин. Решено - в который раз! - бороться за использование Восточного для гражданского мореплавания. Прозвучала и цифра - 2 млрд. рублей, которые Минтранс заплатит военным в качестве отступного.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников