ГИД НА КОЛЕСАХ

Вслед за организацией показа кино в автобусах на одном из столичных маршрутов московские транспортники решили развивать еще одну непрофильную услугу. Воспользовавшись тем, что автобусный маршрут N12Ц, соединяющий станцию метро "Китай-город" с Белорусским вокзалом, пролегает рядом со многими достопримечательностями центра города, они организовали первую аудиоэкскурсию по Москве на общественном транспорте. Причем на цену билета это никак не влияет.

Минут двадцать прождав на остановке у гостиницы "Россия", я, наконец, села в автобус. Каково же было удивление, когда вместо навязчивой рекламы из динамика послышался рассказ о Зарядье - самой древней части Китай-города. Оказалось, что Зарядье означает "за торговыми рядами", которые стояли на Красной площади. Сама площадь поначалу называлась Торг, потом площадь Святой Троицы, по названию стоявшей там церкви, и только в конце XVII века стала Красной. Пока за окнами в ритме ежедневной вечерней пробки проплывала Манежная площадь и Тверская, женский голос продолжал вещать о памятнике Юрию Долгорукому, Елисеевском магазине и Тверской улице с непременным цитированием Пушкина - про несущийся по ней возок...
По словам руководителя пресс-службы ГУП "Мосгортранс" Андрея Митрофанова, экскурсия рассчитана в основном на иногородних. Поэтому услышать магнитофонного гида можно только с десяти утра до шести вечера, когда общественным транспортом пользуется немало туристов. Правда, в тот момент, когда в импровизированное путешествие отправился корреспондент "Труда", приезжих в автобусе не оказалось, за исключением двух девушек-американок, плохо понимающих по-русски. Зато на ура встретили нововведение столичные пенсионеры. Одна из них - Тамара Ивановна призналась, что узнала много нового о Москве. Ее поддержали и дамы с соседних сидений: "Что сейчас знает современная молодежь? Пусть хоть таким образом учится".
Однако у аудиогида нашлись и противники. Предприниматель Сергей заявил, что непрерывное "жужжание" из динамиков мешает ему расслабиться, к тому же все время приходится "обрабатывать" информацию. Но больше всех, судя по всему, новинкой недовольны водители чудо-автобусов. Как признался водитель "моего" автобуса, он чувствует себя как в камере пыток, поскольку вынужден многократно прослушивать один и тот же рассказ. Может быть, поэтому на экскурсию можно и не попасть. Далеко не все водители и не всегда включают аудиогида. Кстати, транспортники обещают менять текст как минимум раз в месяц. Новый вариант будет запущен уже ко Дню города.
Помимо надоедливости нашелся у аудиогида и другой минус - информация не всегда соответствует тому месту, на котором находится автобус. Рассказ о Пушкинской площади я услышала, только когда мы отъехали от нее метров на сто. Так что незнакомый с Москвой человек вполне может принять за одну из известнейших площадей столицы пятачок перед гостиницей "Минск". В "Мосгортрансе" на подобные нестыковки попросили не обращать внимания - ведь речь идет об эксперименте. И если он оправдает ожидания транспортников, то в будущем подобные аудиоэкскурсии появятся и на других центральных маршрутах.