ХЛЕБ УПАЛ В ЯМУ

- Приличные урожаи двух последних лет действительно грозят "хлебным дефолтом". Конечно,

- Приличные урожаи двух последних лет действительно грозят "хлебным дефолтом". Конечно, сказалась благоприятная погода, поскольку в шахматной партии с земледельцем природа всегда ходит "белыми". Но главная причина обвала на зерновом рынке - забвение основного принципа: производить столько, сколько можешь продать. Злую шутку с нами сыграла привычка гнаться за "валом", доставшаяся в наследство от социалистической экономики. Но если сейчас большой урожай вместо доходов принесет убытки, то следующей весной мы увидим на полях сильно урезанный зерновой клин. После чего "тучные нивы" сменятся "тощими", неурожайными годами.
Большой хлеб должен быть не источником головной боли, а основой внутренней стабильности и выгодным экспортным товаром. Но такое возможно, если государство не стоит в стороне, а активно занимается регулированием в сфере АПК. Причем тут, как и во всяком сложном деле, не может быть одной палочки-выручалочки. Требуется кропотливая работа и набор инструментов, чтобы сбивать "температуру" на зерновом рынке.
Сегодня в качестве панацеи предлагаются товарные интервенции. Для этого Минсельхозу собираются выделить 6 млрд. рублей. Меж тем, по мнению экспертов, у нас только с прошлого года остались нереализованными 17 млн. тонн хлеба. Урожай этого года ожидается не ниже, и значит, на рынок хлынет сопоставимое количество зерна, которое не сможем ни съесть, ни продать. По нашим оценкам, чтобы в таких условиях успокоить рынок и поднять цены за тонну классной пшеницы до 2300-2400 рублей, потребуется не 6, а порядка 20-25 миллиардов.
Таких денег в бюджете нет и не предвидится. Однако при желании можно найти иные способы. К месту вспомнить, что в этом году субъекты Федерации получали ссуды на погашение долгов по зарплате и выплату отпускных бюджетникам. Срок возврата неумолимо приближается, денег нет, и, очевидно, главы регионов будут поднимать вопрос об отсрочке. К сказанному можно добавить, что у нас село кредитуется по так называемой "укрупненной схеме". Это когда губернаторы под свои гарантии берут горючее, семена или технику, передают их предприятиям АПК, а в качестве оплаты получают в региональные фонды зерно, которое скоро окажет дополнительное давление на цены...
В этих условиях рынок могут спасти "закрома Родины". Достаточно принять решение, согласно которому за бюджетные ссуды регионы расплатятся хлебом, заложенным в федеральный фонд. Используя такой механизм, можно в короткое время увести с рынка порядка 10 млн. тонн зерна, причем не потратив на это "живых денег". Этот фонд стал бы не только поставщиком хлеба для федеральных нужд, но и гарантией стабильности рынка на случай неурожая.
Самое время также вспомнить принцип "лучше меньше, да лучше". Одной из причин обвала закупочных цен служит зерно низкого качества. Валовый сбор высок, но доля пшеницы 3-го класса и выше, а именно такое зерно используется для продовольственных нужд, составляет лишь около 20 процентов. Скажу для примера, что труд хлебороба в Канаде на порядок эффективнее, чем в России, главным образом за счет выращивания более качественного и дорогого зерна.
Наконец, государство обязано сделать все возможное, чтобы стимулировать экспорт. В этом году неважный урожай у основных производителей - в США, Канаде, Аргентине, Австралии. Есть шанс завоевать нишу на мировом рынке, если убрать с пути зерна организационные, технические барьеры. Например, срочно привести в соответствие с международными требованиями наши стандарты, касающиеся зернового экспорта. Пользуясь тем, что пока Россия не вступила в ВТО, использовать механизм субсидирования транспортных тарифов при перевозках зерна до портов и границ. Если же думать о ближайшей перспективе, то надо внести поправки в закон о внешнеэкономической деятельности, которые позволили бы комиссии по защитным мерам оперативно принимать решения об изменении пошлин и тарифов. И попутно заниматься переоборудованием портов, углублением форватеров проводки судов в наши мелководные порты, чтобы туда могли заходить крупные суда.
Россия получила уникальный шанс вернуть себе позиции на мировом рынке зерна. Будет обидно, если его не используем.