11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СТАТУС УКОРОТИЛИ

Владимирова Елена
Опубликовано 01:01 17 Сентября 2002г.
Европейская комиссия одобрила поправки в антидемпинговое законодательство и законодательство по субсидиям ЕС, которые стали шагом к признанию России страной с рыночной экономикой. Однако это вряд ли обрадует наших экспортеров. Западная Европа оставляет за собой право подвергать антидемпинговому прессингу наши компании, которые она сочтет "нерыночными".

По сути эти поправки оставят в силе все ныне существующие антидемпинговые тарифы в отношении свыше десятка видов российской продукции, включая сталь, алюминий, удобрения. Сейчас наши компании теряют на этом ежегодно до 400 миллионов долларов. Но Запад их упущенные экспортные возможности не волнуют, он по-прежнему настаивает на том, что антидемпинг - это благо для самой России, которая должна отказаться от государственных субсидий в экономике и привести в соответствие с мировыми внутренние цены на энергоносители. Так что, планируя антидемпинговые расследования, европейские партнеры заранее знают, на каком основании наши предприятия можно прижать "к стенке". Правда, чиновники Минэкономразвития заявляют, что поправки Еврокомиссии противоречат нормам Всемирной торговой организации и могут быть оспорены нами в суде. На самом деле такого шанса нет - Россия пока что не член ВТО.
Многие аналитики считают, что дискриминационные в отношении российского бизнеса поправки в законодательство ЕС - результат лоббистских усилий западных компаний, которые пытаются перекрыть конкурентам доступ на рынок Старого Света. Может, и так. Тогда чего стоят политические решения Запада о присвоении России статуса страны с рыночной экономикой? И зачем нам этот статус в усеченном виде?
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Сергей Шишкарев, заместитель председателя Комитета по международным делам Госдумы:
- Политические решения Брюсселя и Вашингтона были восприняты в российском правительстве как важные победы нашей международной политики, открывающие светлые перспективы развития равноправных экономических отношений с Западом. Руководители Минэкономразвития даже начали планировать поэтапную ликвидацию многочисленных антидемпинговых процедур, выстроенных против российских экспортеров в США и странах ЕС. Реальность оказалась другой.
Мы еще не забыли, как в начале 2002 года США ввели антидемпинговые меры на поставки российских товаров на сумму свыше миллиарда долларов. Прошло чуть более двух месяцев после обещания европейцев предоставить нашей стране рыночный статус, а Еврокомиссия начала разработку так называемых "поправок к антидемпинговым правилам". Они позволят сохранить в силе практически все меры экономического давления. При этом рыночный статус России не подвергается сомнению. Ярлык "нерыночных" получат вроде как отдельные наши товары и компании. Самое обидное: мы не можем всерьез влиять на принятие дискриминационных поправок, поскольку Россия не является членом Евросоюза.
Западными партнерами муссируется избитая тема: внутренние и экспортные цены на российские энергоносители. Европейцы прекрасно понимают, что если мы их выровняем, то это ударит по всем отраслям нашей экономики, а не только по экспортным. Кроме того, экспертами ЕС и США внедряется в практику соглашений ВТО понятие "социального демпинга". Оно дает право принимать антидемпинговые меры против компаний, если доля оплаты труда их работников ниже 20 процентов себестоимости продукции. Под эту категорию демпинга можно подвести любого российского экспортера.
Александр Орлов, глава Департамента международных отношений РСПП:
- Если такие поправки в антидемпинговое законодательство ЕС будут приняты, то в торговом режиме для нас произойдет лишь смена декораций. Мы получим новые барьеры для доступа российских товаров на европейский рынок. Наших предпринимателей это, естественно, не устраивает. При этом надо иметь в виду, что, не являясь членом ВТО, Россия действительно лишена права оспаривать неправедные действия ЕС в третейском суде этой организации.
Сложившаяся ситуация позволяет предположить, что Евросоюз по-прежнему не желает учитывать естественные конкурентные преимущества России - относительную дешевизну энергии. Он заинтересован в дальнейшем использовании мер, ограничивающих экспорт российских товаров. Антидемпинговые механизмы используются ЕС не в качестве противодействия недобросовестной конкурентной борьбе, а как способ проведения протекционистской политики, направленной на защиту неэффективно работающих европейских предприятий. Пока Евросоюз воздерживается от выполнения договоренностей, достигнутых на летнем саммите Россия - ЕС, игнорирует уже объявленное намерение предоставить РФ полноценный статус страны с рыночной экономикой.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников