"КИНОШОК" ЗАКОНЧИЛСЯ ШОКОМ

Иначе как шокирующими трудно назвать итоги фестиваля "Киношок", который в воскресенье завершил свою работу в Анапе.

Начавшийся довольно вяло, о чем мне приходилось писать, киносмотр к концу разгулялся и подарил несколько по-настоящему интересных работ. В их числе, например, новый фильм молодого режиссера Ларисы Садиловой "С любовью, Лиля", повествующий о судьбе одинокой тридцатилетней женщины, задавленной тяжелым бытом, вечным безденежьем, тоской и беспросветицей провинциальной жизни. Но, несмотря на все превратности судьбы, героиня картины, чем-то напоминающая неловких, некрасивых, но согретых внутренним светом персонажей Джульетты Мазины (в первую очередь - Кабирию), продолжает верить в свое женское счастье. И в финале, похоже, обретает его. Эта печальная и светлая картина получила на "Киношоке" приз за лучший сценарий, хотя, по мнению многих, могла рассчитывать на большее - режиссерское мастерство Ларисы Садиловой, громко дебютировавшей несколько лет назад фильмом "С днем рождения!", в новой картине окрепло, обрело психологическую глубину и емкость.
Приз за режиссуру достался картине казахского режиссера Амира Каракулова "Не плачь!", о котором я подробно писал в предыдущем номере. По-своему развивающая традиции датской "Догмы" - самого плодотворного течения мирового кино, эта лента поражает каким-то запредельным, невиданным в нашем кино уровнем социальной, психологической правды. Рассказывая с экрана историю медленного угасания маленькой девочки из глухого казахского аула, которой не могут помочь ни равнодушно-бессильная медицина, ни беспредельная самоотверженность родной тети, режиссер ни в одном кадре не давит "на психику", на слезные железы, но лично я вышел из зала с комком в горле. Схожие чувства пережили многие зрители - видно было по их мокрым глазам. Критики, практически единодушно присудившие на "Киношоке" фильму свой профессиональный приз, были уверены, что это, безусловно, лучшая событийная картина фестиваля. Но жюри рассудило иначе...
Главный приз фестиваля достался фильму режиссера Игоря Минаева "Лунные поляны". Это история запретной любви между братом и сестрой, которая разворачивается на фоне современного Петербурга. Не лишенная стилевого лоска, яркой, зачастую самодовлеющей формы, эта картина, на мой взгляд, весьма уязвима по многим своим компонентам. Режиссер, заявив тему инцеста буквально на первых минутах, явно не знает, как ее развивать, куда вести. В итоге взаимоотношения главных персонажей бесконечно долго "плутают" на месте, любовники то бегут друг от друга, как Мопассан бежал от Эйфелевой башни, то бросаются в жаркие объятья, то вновь разбегаются в разные стороны пустынно-призрачного Петербурга... Но до конца фильма еще далеко, два часа экранного времени надо чем-то заполнять, и тогда в ход идут всевозможные побочные мотивы, никак не связанные с главным конфликтом. То возникает тема нереализованного писательского таланта несчастного братца, то нас пытаются увлечь зрелищем бандитской перестрелки, не имеющей ровно никакого отношения к сюжету, то герои бесцельно катаются на катерах по питерским каналам, то обильно цитируют Чехова, то ни с того ни с сего возникает фигура некоего артиста, читающего в кадре главы из романа Достоевского "Идиот". Режиссеру, уже много лет живущему в Париже, хорошо ведомы рецепты, по которым на Западе "продается" русское искусство: модная, запретная ранее в нашем кино тема, немного цитат из русской классики (Чехов и Достоевский - самое оно) и много-много петербургских белых ночей, завораживающего лунного свечения в кадре... В итоге получилось зрелище сколь красивое, дразнящее, пряное, столь и драматургически несовершенное, спекулятивно-пустое, явно не тянущее на главный приз.
Что ж, "Киношок", несколько лет назад солидно переименованный в Открытый фестиваль кино стран СНГ и Балтии, еще раз доказал, что от своего сугубо "шокирующего" первородства отказываться не намерен...