03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

У НЕГО БЫЛО ТРИ СТРАСТИ: ТЕАТР, ЖЕНЩИНЫ, ФУТБОЛ

Мамедова Майя
Опубликовано 01:01 17 Сентября 2002г.
"Дорогая редакция, с большим интересом читаю материалы, в которых вы рассказываете не только о творчестве, но и о внесценической жизни известных мастеров российской культуры. Говорю об этом не случайно. Ведь настоящий мастер живет ролями. Причем порой так вживается в образ, что простодушный зритель, глядишь, и подумает: играет подлецов - значит, и сам похож на них, романтических любовников, рыцарей без страха и упрека - ах, какой блистательный человек! Одним из великих Мастеров кино и театра был мой земляк - Георгий Менглет. Очень хотелось бы узнать о нем побольше. Между прочим, в Воронеже мало кто знает, что Менглет родился, учился в этом городе". (Елена Сергеичева, Воронеж).Наш корреспондент отправилась с этим письмом к вдове Георгия Менглета народной артистке России Нине АРХИПОВОЙ.

В записной книжке Менглета с пожелтевшими от времени (60 лет службы!) листками летящим почерком расписаны даты всех сыгранных ролей. Их - 156.
- Жорик, именно так его называли все - от мала до велика, - однажды признался, что сыграл подлецов всех мастей и рангов, чем очень доволен. Потому как "помогаю тем самым их истреблять". Кто-то сочтет это простодушием? А он и был таким в жизни, не раз попадая в переплеты из-за своих "героев", - рассказывает Нина Архипова. - Был такой спектакль "Очная ставка", и Жорик там сыграл отпетого мерзавца-шпиона Иванова. И что вы думаете? Возвращаясь из Душанбе в Москву, его в поезде решили проверить пограничники, заподозрив, что они "где-то видели эту сволочь". А после его знаменитого начальника свалки Евгения Воронцова из телесериала "Следствие ведут Знатоки" один настоящий прокурор сказал мужу: "Я бы не хотел с вами иметь дело"... Подобные зрительские признания были для него высшей похвалой, хотя "лавроносца" он из себя не делал, и тому была причина.
- Какая?
-История эта "с длинной бородой". В 1935 году Алексей Денисович Дикий поставил одну из трех интермедий Сервантеса "Ревнивый старик". В спектакле есть бессловесная, проходная роль любовника, на которую пробовались многие артисты из "Театрально-литературных мастерских". Но вот наконец пришел никому неизвестный молодой Менглет, и Дикий понял, что это и есть тот самый любовник. Спектакль удался, Жорику бурно аплодировали, и он, по всей вероятности, почувствовал себя премьером. Потому поспешил на первый же гонорар купить себе цилиндр и явился этаким щеголем в театр. Дикий, увидев его, только и сказал: "Прошу любить и жаловать: лавродержатель в шляпе!" И все: после этого Жорик никогда больше не надевал шляпы - предпочитал скромные кепки...
- Нина Николаевна, а как вообще простой воронежский паренек оказался в Москве, попал к такому театральному богу, каким был Алексей Дикий?
- Да разве дело в том, "простой" ты или нет? К тому же не настолько он и был "простой", хотя при совдепии действительно мать была домохозяйкой, а отец работал бухгалтером в управлении железной дороги. Российские корни семьи ведут начало с ХIХ века, еще точнее - с войны 1812 года, когда прапрадед, капитан французской армии, был пленен и решил после освобождения навсегда остаться в России. Он принял православие, последующие заслуги были отмечены царем, который даровал роду дворянский титул, над чем Жорик позднее любил посмеяться. А театральный талант в нем открыла школьная учительница литературы Александра Ивановна Лепинь. Был поставлен спектакль "Горе от ума", в котором роль Чацкого досталась Менглету. Посмотреть на юных самодеятельных артистов приходили мастера Воронежского драматического театра. Один из них и посоветовал Жорику ехать в Москву. В 1932 году Менглет уехал в Москву с рекомендательным письмом от племянницы К. С. Станиславского, которое на ближайшем же полустанке запустил "голубем" в небо. И с первого раза поступил в - Центральный театральный институт, который позднее переименовали в ГИТИС, а сейчас - в РАТИ. Его первым учителем стал Андрей Петровский, а через несколько лет, когда Дикий образовал свои "Мастерские", то Менглет перешел к своему кумиру, которого впервые узнал еще в 1928 году, побывав на спектакле "Блоха" по Лескову. В те годы Москва была настоящей театральной Меккой со своими богами: Станиславским, Немировичем-Данченко, Вахтанговым, Мейерхольдом, Марджановым, Охлопковым, Качаловым, Москвиным, Леонидовым, Топорковым, Добронравовым...
- Да и Менглет успел заявить о себе многими ролями. И вдруг - он уезжает в тогдашний Сталинабад (Душанбе)...
- Это не он "вдруг" уехал, а "вдруг" в 1937 году арестовали Дикого, обвинив его в шпионаже. Менглет решил во что бы то ни было спасти дело своего учителя: студийцы негласно считались "театром Дикого", а гласно - создавали русский драмтеатр в национальной республике. У себя в кабинете он повесил портрет Дикого и любопытствующим объяснял, что это - выдающийся революционер... Кстати, в Таджикистане за роль Незнамова в "Без вины виноватых" А. Островского ему присвоили звание заслуженного, а потом и народного артиста республики. Так что когда он попал в Театр сатиры, то был самым молодым "народным", тогда как многие здешние "старички" едва дошли до "заслуженных". В театральной среде не каждый коллега способен такую "пилюлю проглотить". Но надо знать характер Жорика, который сразу расположил к себе всю труппу, артистки были повально влюблены в него. Он был гениальным ухажером. Одна из актрис Театра сатиры, характеризуя Георгия Павловича, написала о нем: чертовски обаятелен. После "Милого друга", где он сыграл обольстителя Жоржа Дюруа, чуть ли не все московские театралки бредили, мечтая о таком любовнике. Жорик, у которого была семья, - достойная жена, дочь-красавица - не упускал ни одной юбки...
- Это, наверное, к тому периоду относятся слова его дочери, Майи Менглет, сказавшей: "Иногда папа приходил в четыре утра, очень убедительно сочинял маме: знаешь, дорогая, я всю ночь ходил по улице Горького и репетировал".
- Вполне возможно. Он был не просто обожателем хорошеньких женщин: они для него были тоже театром, как бы филиалом главного театра, так сказать, интимного театра для двоих.
- И вы не побоялись "увести" этого ветреника из семьи и выйти за него замуж?
- А ведь я на него не обращала никакого внимания, была замужем за писателем Борисом Горбатовым, которого безумно любила и мы воспитывали троих детей. После его смерти, когда я осталась одна с маленькими детьми да еще с больной свекровью, Жорик мне очень сочувствовал. Ухаживания начались много позже. Конечно, у нас мог бы быть обычный роман, каких в театральной среде немало. Но он сделал мне предложение, и моя свекровь уговорила меня дать свое согласие. Он приглянулся ей тем, что не пил спиртного. Однажды она спросила меня: он, наверное, плохой артист? Потому как считала, что все хорошие должны непременно быть пьяницами. После нашей свадьбы в театре стали говорить, что Менглет "запнулся" на Архиповой, что "лирические отвлечения" закончились. Но комплименты хорошеньким женщинам он продолжал сыпать до самого конца жизни, и меня это очень радовало. Думала, ага, не стареет милый Жорик. Но он не дал ни одного повода всерьез засомневаться в его чувствах ко мне.
- Однажды мне посчастливилось оказаться вместе с Георгием Павловичем на футбольном матче между "Спартаком" и ЦСКА. Такого фаната армейского клуба, как Менглет, - поискать! Соседи по трибуне только на него и смотрели, упиваясь его комментариями, зачастую весьма смачными.
- Он действительно был отчаянным болельщиком футбола, дружил со многими спортсменами, тренерами. Сам некогда играл в школьной сборной. Как-то рассказал мне один случай из своей фронтовой жизни. В Румынии есть такое местечко Яссы, где их театр попал под шквальный огонь немцев. Так вот, по его словам, он в те минуты думал не о жене, не о дочери, которых любил, а о футболе: боже, неужели я никогда больше не попаду на матч? Что же касается ненормативной лексики, то его называли "матерщинником в законе". Он, по словам мужской половины театра, делал это чрезвычайно обаятельно, как сказал Александр Ширвиндт, "симпатично и мило, словно читал Бодлера".
- Скажите, чем объяснить, что такой мастер последние десять лет в театре был занят только в одном спектакле - "Бешеные деньги"?
- Да, была эта жуткая пауза, о причинах ее говорить сейчас, когда нет в живых художественного руководителя Театра сатиры Валентина Плучека, с моей стороны, некорректно, да и Жорик мне этого бы не простил. Просто так сложились обстоятельства, при которых талант, популярность, независимость артиста оказываются ненужными. Он говорил мне, что артист обязан вырабатывать терпение в себе (талант - это от Бога), но при этом в ожидании работы должен быть в полной боевой готовности. Как только театр "Вернисаж" и его главный редактор предложили ему сыграть Барона в "Скупом рыцаре" по Пушкину, Жорик доказал справедливость своих слов. За год до смерти, в 2000 году, он был удостоен первой премии за лучшую мужскую роль, получил хрустальный "пушкинский" цилиндр. Он хранится на письменном столе Георгия Павловича.
* * *
Сегодня в Театре сатиры соберутся друзья Георгия Менглета. Будут сказаны добрые слова в память об этом великом Мастере. Они будут искренними. А на его родине, в воронежской школе N 11, где учился Менглет, как заверил редакцию начальник Управления культуры администрации Воронежа Иван Чухнов, наконец-то появится мемориальная доска.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников