ШКОЛУ ПРОВЕРИЛИ НА ЕГЭ

В эти сентябрьские дни в адрес Министерства образования РФ, отмечающего свое 200-летие, идут поздравительные телеграммы от руководителей страны, известных московских политиков, деятелей науки и культуры. А что думают о работе главного школьного ведомства в российских регионах, где проблемы, связанные с обучением детей, приобрели в последние десятилетия болезненную остроту?

Владимир Иванов, начальник управления образования Новосибирской области:
- В нашей области примерно 1,5 тысячи общеобразовательных школ. Две трети из них - сельские. Качество образования, которое получают дети в сельских школах, явно и давно уже оставляет желать лучшего. Главная причина - условия, в которых находятся образовательные учреждения. Как правило, там работают небольшие педагогические коллективы, и на каждого учителя ложится гигантская нагрузка. Нередко один и тот же преподаватель ведет в одиннадцатом, допустим, классе и математику, и физику, и географию. Но учитель не многостаночник, а школа - не конвейер. Педагогу самому надо учиться - не просто почитывать методическую литературу, а овладевать новейшими образовательными технологиями, повышать квалификацию на специальных курсах и факультетах.
Другая проблема сельской школы - малая наполняемость классов, в них бывает по пять, семь, десять детей. На обучение одного деревенского школьника из регионального бюджета приходится выделять до тысячи рублей в месяц. Эти затраты при низком качестве обучения, о котором я уже сказал, себя не оправдывают. Так что программа "Реструктуризация сельской школы", которую начало осуществлять Министерство образования, на сегодняшний день для Новосибирской области более чем актуальна. Мы участвуем в проектах: "Сельский лицей", "Агрошкола", "Школа - детский сад", "Школа - библиотека", "Школа - социокультурный центр". При этом министерство является не только идеологом и разработчиком проектов, но отчасти и финансирует их.
В ходе эксперимента по единому госэкзамену, который, на мой взгляд, поспособствует улучшению качества подготовки выпускников школ, министерство также оказывает нам существенную помощь - новой техникой, компьютерами, программным и методическим обеспечением, консультациями специалистов. Вместе с экспертами, приезжающими из Москвы, мы обсуждаем тестовые материалы, вносим свои предложения, к которым разработчики ЕГЭ, насколько могу судить, прислушиваются.
Галина Чернова, министр образования Чувашской Республики:
- На переломных этапах общество всегда обращает взгляды к школе. В них - ожидание перемен, быстрого отклика на новые запросы времени. Развивающейся России нужны образованные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения. В эти годы Министерство образования РФ в принципе смогло не растерять педагогическое наследие и сделало значительный рывок вперед. Изменение структуры и содержания образования, глубокая и всесторонняя модернизация, направленные на решение триединой задачи (качество - доступность - эффективность) положили начало активным преобразованиям в школьно-вузовской сфере регионов страны, в том числе и Чувашии. Министерство образования РФ во многом способствовало обновлению учебно-материальной базы учебных учреждений. Сейчас у выпускников чувашских школ появился беспрецедентный шанс на получение качественного образования в лучших вузах России.
У большинства работников Министерства образования РФ огромный профессиональный опыт, им удается заражать энтузиазмом и умело направлять региональные министерства, департаменты, управления образования.
Вера Емельянова, начальник Главного управления образования Псковской области:
- Нашей области грех жаловаться на невнимание со стороны министерства, оно поддерживает нас морально и материально. В свою очередь, работники сферы просвещения делом отвечают на конструктивные идеи, содержащиеся в концепции модернизации обучения. Ряд школ (всего их в области около 500) участвует в трех федеральных экспериментах: новое содержание и структура общего образования, апробация единого государственного экзамена, реструктуризация сельских школ. Кроме того, в области осуществляются и другие программы - "Дети-сироты", "Одаренные дети"...
Министерство выделило деньги на создание центра оценки качества образования, оснащенного новейшей компьютерной техникой. Благодаря этому эксперимент по ЕГЭ прошел четко, без срывов. Учителя и учащиеся тоже не подвели: результаты единого экзамена оказались довольно высокими. В Дедовичском районе сельские выпускники по ряду предметов сдали ЕГЭ не хуже, чем городские. Значит, и деревенские педагоги умеют учить как следует. Особенно сильны наши школьники в точных науках: 17 человек получили по математике 100 баллов. Почти все из них были тут же приняты в престижные вузы страны.