КАК ПРОВОЖАЮТ ПОЕЗДА

На днях открылось движение поездов по достроенному участку Новый Уренгой - Коротчаево Свердловской железной дороги. Это позволило связать промышленный центр Ямала с Москвой, Казанью и Екатеринбургом.

Новый Уренгой провожал первый поезд на Москву нулевой температурой, ледяным дождем и пронизывающим ветром. Прячась под зонтом, прилетевший на церемонию министр путей сообщения Геннадий Фадеев вручил строителям именные часы, а первому пассажиру - специальный билет, по которому можно бесплатно ездить в столицу в течение года. Впрочем, слишком часто кататься по нему не получится: фирменный "Ямал" будет курсировать между Новым Уренгоем и Москвой раз в 10 дней.
Путешествие занимает 66 часов и обставлено с комфортом: в поезде есть интернет-купе, а для пассажиров единственного вагона СВ предусмотрены даже душевые кабины. Цены, правда, кусаются. Плацкартный билет стоит более 2 тысяч рублей, купейный - более 3 тысяч, а за СВ придется выложить все восемь.
Проводить состав на Москву пришло человек сто, добрая половина которых - ученики старших классов городских школ, согнанные "для массовки". Как пояснил собравшимся Геннадий Фадеев, достройка 80-километрового участка обошлась примерно в 900 миллионов рублей. Деньги в пропорции 50 на 50 выделили МПС РФ и администрация Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Впрочем, чтобы дорогу окончательно довести до ума, в нее требуется вложить дополнительно около 400 млн. рублей.
По мнению министра, развитие железнодорожной сети на Ямале себя окупит. В округе добывается до 90 процентов природного газа и до 12 процентов нефти страны, а пропускная способность трубопроводов ограничена. Поэтому, по расчетам МПС, объем грузовых перевозок только на участке Новый Уренгой - Коротчаево уже к 2010 году составит 6,1 млн. тонн. В будущем, считает Фадеев, Новый Уренгой станет крупным железнодорожным узлом, из которого протянутся ветки на Надым, Ямбург, Пангоды. Проект оценивается в 11,2 млрд. рублей. Кроме того, требуется провести капитальный ремонт на линии Чум - Лабытнанги (2,2 млрд. рублей) и достроить линию Обская - Паюта - Бованенково (6,8 млрд.)
Вообще, идея полярной сети железных дорог не нова. В конце 40-х годов по приказу Сталина началось строительство трансполярной магистрали Салехард - Игарка проектной протяженностью 1300 километров. Ее вело 501-е Северное управление лагерей железнодорожного строительства ГУЛАГа. Строители шли навстречу друг другу, намереваясь встретиться на берегах реки Пур. На участках Салехард - Надым (350 км) и Ермаково - Янов Стан (140 км) было налажено рабочее движение поездов. Дорога, построенная ценой жизни 100 тысяч заключенных, возводилась по упрощенной схеме и требовала огромных средств на содержание. После смерти Сталина ее забросили.
В память о погибших на стройке одновременно с пуском пассажирского поезда "Ямал" в Салехарде открыли мемориал - паровоз ЭМ N711-26, прибывший на станцию Обская в августе 1947 года. Присутствовавший на открытии губернатор ЯНАО Юрий Неелов отметил, что, приступая сегодня к осуществлению планов 50-летней давности, важно не повторить прежних ошибок. Хотя одна ошибка - историческая - уже допущена. На Полярный Север поставлялись в основном магистральные паровозы серии ФД. Остов одного из них ржавеет поблизости от Салехарда, на другой стороне Оби. Почему в мемориал попал "нетипичный" ЭМ, так и осталось загадкой.