ПРИМИРЕНИЕ ВОЗМОЖНО

Сделали они это от имени граждан своих стран за все зло, которое причинили друг другу хорваты и сербы в войне, разразившейся на просторах бывшей Югославии в конце прошлого века и унесшей жизни около 20 тысяч человек.

"Я хочу извиниться не потому, что считаю, что народы виноваты, либо они должны извиняться, а потому, что необходимо вместе работать и договариваться о том, чтобы каждый виновный ответил перед законом", - заявил Марович. Месич принял извинения своего сербско-черногорского коллеги и в том же тоне добавил, что "просит прощения у всех тех, кому граждане Хорватии когда-то нанесли ущерб, либо причинили боль".
Визит хорватского президента в Белград можно назвать историческим уже потому, что это первое посещение хорватским лидером столицы Сербии и Черногории за 12 лет, прошедших с момента распада СФРЮ. Налаживание нормального диалога между двумя странами важно для стабилизации ситуации не только в соседней Боснии и Герцеговине и выполнения Дейтонских договоренностей, но и для безопасности всего Балканского региона. Возможно, встреча двух президентов станет первым шагом на пути нормализации отношений между двумя странами и примирением двух народов.
Однако далеко не все политики и простые граждане положительно оценивают заявления Маровича и Месича. Хорватская оппозиция практически единодушно полагает, что президент совершил ошибку и Хорватии не за что извиняться. Отзывы сербских граждан также сильно разнятся. Кто-то полагает, что слова двух президентов откроют новую страницу в истории двусторонних отношений, кто-то считает, что никакие извинения не смогут стереть в памяти сербов события минувшей войны, их насильственное выдворение с территории Хорватии.
До сих пор одним из самых больных вопросов остается проблема возвращения в Хорватию сербских беженцев. По некоторым оценкам, своего часа ожидает около полумиллиона бывших хорватских граждан, стремящихся вернуться в родные края. Сильно осложняет диалог между Белградом и Загребом и иск за войну, выдвинутый Хорватией против СРЮ, а теперь Сербии и Черногории, перед Международным судом. Правда, после переговоров премьер-министр Сербии Зоран Живкович заявил, что эта проблема может быть решена.