06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СЕМЬ ПИРАМИД ХЕОПСА

Петрова Светлана
Опубликовано 01:01 17 Сентября 2003г.
Советские заключенные построили его в рекордно короткие сроки. И если Панамский канал длиной 80 километров строили 28 лет, а в Азии Суэцкий канал длиной 160 километров сооружался 10 лет, то в СССР Беломорканал длиной в 227 километров построили за 20 месяцев и десять дней.

Это, безусловно, рекорд. Прежде всего технический. Величественная транспортная артерия, соединившая пять морей, ББК на редкость добротно сделан и сегодня на протяжении всех 227 километров своей длины по-прежнему судоходен. И сегодня гидроинженерные сооружения исправны и нареканий не вызывают.
Другое дело - цена, которую заплатили за это строители Беломорско-Балтийского канала, или, как их еще называли, каналоармейцы. Главной рабочей силой стали заключенные, осужденные в большинстве своем по статье 58 "за контрреволюционную деятельность". К лету 1932-го их число достигало 126 тысяч человек. Кроме заключенных здесь работали около пяти тысяч вольнонаемных сотрудников.
Предварительные расчеты и чертежи возведения ББК были готовы уже к началу 1931 г. Но при их обсуждении Сталин заявил, что канал должен быть построен "быстро и дешево". Срочно пришлось переделывать проект. Быстроту возведения обеспечили за счет так называемого "сухого" метода, когда объекты возводятся одновременно по всей трассе, а затем весь путь заливается водой. Для дешевизны заменили все металлические и часть бетонных конструкций на деревянные. И именно здесь были предложены оригинальные инженерные решения.
Профессор В. Н. Маслов, например, впервые в мировой практике обосновал расчеты и спроектировал деревянные ворота шлюзовых камер, которые действовали около полувека. Инженер О.В.Вяземский придумал знаменитую Маткожненскую плотину высотой 16 метров, водосливная и щитомерная часть которой равнялась 150 метрам. Причем особенностью этого сооружения являлись и многочисленные сопряжения с земляными дамбами - самый уязвимый узел в гидротехнике. Инженер К. М. Зубрик опять-таки первым в мире спроектировал деревянные наклонные ряжи Шаваньской плотины.
Особое конструкторское бюро было организовано из осужденных "инженеров-вредителей". Но когда они прибыли в Медвежью Гору осенью 1931 года, всем сотрудникам ОГПУ была дана строжайшая установка: ни один заключенный не должен знать, что инженеры тоже осужденные. Создать им все условия для эффективной работы, беспрекословно выполнять все производственные требования.
И работа закипела. Трудились день и ночь. Для того чтобы возвести 19 шлюзов, 15 плотин и 49 дамб, 12 водоспусков и 33 искусственных канала потребовалось огромное количество строительных материалов. Только на бетонирование использовали 110 тысяч тонн цемента. Длина всех бревен, что пошли на ряжи Беломорканала, равна половине окружности земного шара. Из взорванного камня можно было построить семь пирамид Хеопса. Для работы канала были созданы водохранилища с запасом воды, которой хватило бы населению всей планеты на семь лет.
Наиболее популярными "механизмами" на строительстве ББК были лошади (их использовалось до 15 тысяч) и... тачки (около 70 тысяч). Профессии тачечников и землекопов на стройке стали самыми распространенными, особенно среди осужденных по 58-й статье. Считалось, что уж им-то обязательно полезно "заглянуть под лопату".
Как писал автор книги "Каналоармейцы" Иван Чухин, тачка служила не только средством для перевозки земли и камня, но была кровом, оружием и даже лекарством. На тачку можно было сесть и отдохнуть, когда сугробы вырастали до груди, а камень простывал насквозь. Под ней можно было укрыться от пронизывающего ледяного ветра, а еще украсть у соседней бригады несколько тачек, сделать из них костер и обогреться, откинув конкурентов назад от льгот и премиальных пирожков.
Не всякий грунт брала лопата, и не каждый камень помещался в тачке. Тогда на помощь приходили бурильщики. Это вторая по популярности специальность на Беломорско-Балтийском канале. Бурильщики работали парами. Один держал зубило, установив его на скале, а второй кувалдой долбил по нему. Один час, два, пять... До тех пор, пока камень не сдавался.
Но самое поразительное в том, что заключенные в таких неимоверно трудных условиях показывали настоящие чудеса. Газета "Перековка", которая выходила в то время на ББК, писала, что у бурильщика Мурзина напарник поранил руку и не мог дальше работать. Мурзин пытался бурить один, но ничего не получалось. И тогда он взял кувалду и разбил восемь огромных валунов, каждый из которых требовал 20 сантиметров бурения и взрыва. Мурзин выполнил план на 300 процентов.
И все же, как считал карельский исследователь и писатель Иван Чухин, чуть ли не единственной "пружиной" трудового энтузиазма был голод. Первый котел получали лица хозсостава, дневальные, "слабосильные" и "старики". Норма - 400 граммов хлеба в сутки. Второй котел - заключенные, выполняющие нормы выработки, это уже побольше хлеба. А третий котел - передовики. Им же в полдень привозили на рабочее место премиальные пирожки. В качестве награды выдавали муку и сахар. Они несли это в пекарню, где для них пекли белый хлеб. Премию получал только тот, кто справлялся с планом на 150 - 160 процентов. Награждали не только хлебом насущным. За высокие производственные результаты (не менее 180 процентов нормы) ударников премировали портретами, написанными художниками лагеря. За все время строительства канала было написано около полутора тысяч таких портретов.
Выполнение нормы и вся внутренняя жизнь лагеря держались не только на голоде. Но еще и на насилии уголовников, что поощрялось начальством, и на строжайшей дисциплине и круговой поруке. За отказ от работы, побег или невыполнение нормы кем-либо из бригады питание срезали всему коллективу (25 - 30 человек).
Но, несмотря на подобные устрашающие меры, побегов было очень много. Рискнувшие оставить лагерь подбадривали себя заклинанием: "ОГПУ - О, Господи, Помоги, Убежать". В те дни, часы, минуты свободы они даже не вспоминали о другом варианте заклинания, читаемом наоборот: "Убежишь - Поймают - Голову Оторвут". Положение было настолько серьезным, что в 1932 году при отделениях были даже организованы чрезвычайные комиссии по борьбе с побегами.
С "бегунками" обходились жестоко. Добавляли значительный срок, некоторых даже расстреливали, если тем удавалось добраться до границы. В 1931 году на российско-финляндской границе задержали 2488 нарушителей, в 1932-м - 7207. Все это - подневольные строители Беломорско-Балтийского канала.
Задание Иосифа Сталина - построить канал "быстро и дешево" - выполнили. Причем используя заключенных в качестве основной рабочей силы, "успешно перековав их сознание трудом". Советский Союз снова доказал всему миру свою исключительность.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников