Главная Культура 19:22 17 Сентября 2016 4245
Евгений Стычкин: Я подустал от ролей злодеев

Актер рассказал «Труду» о том, какое собрание произведений искусства помогло сформировать в детстве его собственный вкус

Анна Чепурнова

Актеру Евгению Стычкину в последнее время очень непросто выкроить время для интервью. Летом он снимался параллельно сразу в нескольких проектах, работал практически без выходных. Тем не менее наш разговор с актером состоялся — это случилось на съемках мистического триллера «Спящие» для телеканала НТВ. Они проходили в красивом подмосковном особняке, по сюжету принадлежащем герою Стычкина — бизнесмену, страстному коллекционеру живописи. Актер рассказал «Труду» о том, какое собрание произведений искусства помогло сформировать в детстве его собственный вкус, почему он любит работать с молодыми режиссерами и в каком случае предпочитает идти на риск.

— Евгений, есть ли у вас в характере что-нибудь общее с вашим героем Павлом Вороновым из «Спящих»?

— Пожалуй, есть: мы оба отдаем себя своему делу с азартом и даже страстью. Он всецело поглощен коллекционированием, я так же истово отношусь к актерской работе. Хотя в своей одержимости мы проявляем себя по-разному. Если мой герой считает, что для достижения цели все средства хороши, то я так не думаю. Есть вещи, которыми не пожертвую даже ради самой заветной роли, есть компромиссы, на которые никогда не пойду.

— Знаю, что ваш отец — переводчик-синхронист Алексей Стычкин коллекционировал русскую живопись и предметы прикладного искусства. У вас были любимые экспонаты в его собрании?

— Нет, к материальным ценностям я довольно равнодушен, даже если это произведения искусства. Меня больше вдохновляют люди. И животные тоже. Но, конечно же, коллекция отца сформировала мой вкус, так же как и посещение вместе с родителями самых разнообразных музеев и выставок — и в России, и за ее пределами. А еще на меня большое влияние оказали балетные спектакли Большого театра, где работала моя мама, Ксения Рябинкина. В Большом я в детстве бывал чуть ли не ежедневно, поскольку меня не с кем было оставить дома. Так что можно и так сказать: музыка и восхитительные балерины сделали меня тем, кто я есть.

— Всеволод Мейерхольд советовал актерам почаще смотреть на картины художников. Например, объяснял, что в одной из сцен «Бориса Годунова» Гришка Отрепьев должен быть похож на задумчивого отрока Пушкина с гравюры Егора Гейтмана. А вам живопись когда-нибудь помогала находить зерно образа?

— Да нет, это было бы большим преувеличением. Если я в работе и вспоминаю персонажей картин, то это происходит на подсознательном уровне. Чаще же думаю о знакомых людях: скажем, мой герой улыбается, как Петя, злится, как Вася. Или вот, например, поскольку в характере Павла Воронова в «Спящих» есть некий надрыв, я подумал, что будет хорошо, если это отразится в его внешности. Так что у Воронова немного перекошенное лицо, и чем сильнее он нервничает, тем больше заметен этот его дефект.

— Вы часто отказываетесь от предложенных ролей?

— Иногда приходится, все роли не переиграешь. К примеру, недавно я отказался от очень интересного предложения, но это была роль злодея, а я уже и так играю подобных персонажей (разной степени коварства) в пяти различных проектах, съемки которых пришлись на это лето и осень. Немного подустал от такой специализации, надо бы разнообразить работу. Кроме того, нельзя позволить себя опустошить, исчерпать до дна твои актерские наработки, пусть даже речь только об одном тематическом направлении работы. Тут как закон сохранения энергии: то, что ты можешь отдать, не должно перевесить того, что успеваешь набрать.

— В нескольких сериалах, в которых вы сейчас снимаетесь — это и «Спящие», и «Охота на дьявола», и «Чернобыль: зона отчуждения», — речь идет о мистике и паранормальных явлениях. Вы сами-то человек не суеверный?

— Не замечал за собой. Не сажусь на сценарий, если его роняю, не стучу по дереву, вообще ни в какие приметы не верю. Но тут все не так просто. Думаю, что вообще-то само слово «нормальное» крайне лимитирует сознание. Ведь нет же абсолютного понятия нормы. Мир бесконечно разнообразен в своих проявлениях.

А выходящим за грани мы считаем просто то, о чем мало знаем. Для жителя XV века мой автомобиль был бы паранормальным явлением.

— Вы говорили, что в театре мечтаете играть высокую классику. А какие предложения вам были бы особенно интересны в кино?

— Очень хочу сыграть драму, иметь возможность проследить судьбу человека, то, как его характер претерпевает кардинальные изменения в течение жизни под влиянием обстоятельств.

— Но такие сюжеты очень даже распространены — и не только в сценариях, основанных на классике...

— Классика прекрасна, но в ней всегда таится огромная опасность. Нужно, чтобы режиссер сумел увидеть знакомый всем сюжет по-новому, открыл в нем что-то свое. А в очередной раз сняться в классической истории только ради того, чтобы надеть в кадре парик и сюртук, — это действительно не так интересно.

— Вы сейчас ничего не репетируете в театре. Это потому, что некогда или нет интересных предложений?

— Скорее последнее. На те предложения, которые получаю, мне не хочется тратить время, поскольку его действительно катастрофически не хватает. Попадаются и любопытные проекты, но отсутствуют те, которые были бы способны изменить меня как артиста. А это имеет решающее значение, ведь денег на театре не заработаешь, а времени на спектакль тратишь очень много.

— А какие ваши театральные роли изменили вас как артиста?

— Все, которые я играл в последнее время. Последняя моя работа — моноспектакль «Кроткая» по Достоевскому, который мы сделали с режиссером Павлом Сафоновым. После этой постановки, мне кажется, я не только по-актерски, но и по-человечески сильно изменился.

— Чему вы готовы научиться и чем пожертвовать ради заветной роли?

— Я бы так сказал: все, чему я научился, став взрослым, я делал только ради ролей. Фехтовал, скакал на лошадях, в цирке летал на лонжах, прыгал сальто, танцевал, пел, говорил на разных языках...

— Что из этого списка далось вам сложнее всего?

— Когда любишь то, что делаешь, как-то не думается о трудностях.

— Но ведь, скажем, летать на лонжах — не такая уж безопасная забава, как кому-то может показаться. Не лучше ли оставить подобные вещи на откуп каскадерам?

— Это не безрассудство, а расчет. Если я считаю, что риск необходим для роли, то иду на него. В противном случае, конечно, пользуюсь услугами профессионалов. Каждый должен заниматься своим делом.

— В последнее время вы очень много снимаетесь. Выхода каких новых фильмов ждете с наибольшим нетерпением?

— Скоро начнет свою фестивальную судьбу фильм Олега Чиченкова «Между волком и собакой». Это 28-минутная картина молодого режиссера, его диплом, прекрасно придуманный и снятый. Он увидел меня по-новому — это важно.

— Но это ведь не единственная ваша короткометражная картина за последнее время?

— Да, люблю этот жанр, мне нравится работать с начинающими режиссерами. В них море энергии, это те люди, которые будут снимать большое кино через несколько лет.

— Хотя в работе с дебютантами все-таки таится определенный риск, не так ли?

— А я не боюсь рисковать. И потом, если молодому режиссеру нечего сказать, то это становится ясно уже после первой встречи с ним. Он же еще не научился обманывать...

— Вы наверняка знаете себе цену. Думаю, такой востребованный актер, как вы, привык к определенным условиям на съемочной площадке. Райдеры некоторых звезд читаешь, как каталог дорогого дизайнерского или антикварного салона...

— Ну уж нет, список моих пожеланий самый простой, он включает в себя то, что мне в общем-то и так дадут — если, конечно, не захотят поставить надо мной какой-нибудь жестокий эксперимент. Иногда даже думаю — может, действительно расширить список требований, а то будут относиться к Евгению Стычкину недостаточно серьезно. Например, просить, чтобы мне привозили на площадку устриц. Или живую белую овечку. А потом решаю: да ладно, обойдусь без устриц.

— В рекламном ролике одной из компаний сотовой связи, где вы снялись, вы разговариваете с экранной дочкой на филологические темы. У вас самого четверо детей. Удается ли выкроить время, чтобы поговорить с ними о чем-то подобном? Или хотя бы просто проверить их уроки?

— Никогда не проверял у детей уроки. Отметку за домашнее задание выставляют школьнику, а не его родителям. Пусть учится отвечать за себя. Мне кажется не слишком умным, когда дети приходят на урок с придуманным мамой сочинением и наклеенными к тексту фотографиями, сделанными папой.

— А ваше любимое времяпрепровождение с детьми?

— Жизнь.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11880
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7523
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7212
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6530
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6349
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?