Что должен уметь работник?

До 2015 года для каждой профессии разработают новые профессиональные стандарты

Как изменятся требования к работникам и кому выгодны новые профстандарты, разбирался «Труд».

25-летний Сергей имеет специальность «менеджер по туризму». Но в туристической сфере, как признается, не работал ни дня. Зато успел потрудиться в разных организациях агентом-промоутером, мерчандайзером, оператором call-центра и менеджером по продажам.

Некомпетентный специалист

«Везде при приеме на работу ко мне предъявляли одинаковые требования: высшее или незаконченное высшее образование, коммуникабельность, ответственность, — рассказывает Сергей. — Особых знаний не требовали. Магическое действие на работодателей оказывала специальность «менеджер» в дипломе. Этого им было достаточно, чтобы рассчитывать на меня. Кем я себя считаю? Специалистом широкого профиля! Опыт у меня есть и в продажах, и в рекламе, и в работе по связям с общественностью — могу устроиться кем угодно. Кстати, многие мои коллеги работают далеко не по той специальности, которую получали в вузе. Но это не мешает им быть хорошими сотрудниками».

Позицию Сергея разделяет и его нынешний руководитель — замгендиректора по продажам, но применительно к себе. «Совсем не важно, какую специальность имеет менеджер высшего звена: если он прирожденный руководитель и хорошо разбирается в финансовых потоках, то может работать в любой сфере — от сельского хозяйства до высоких технологий», — считает управленец.

Такую ситуацию на рынке труда эксперты называют неосознанной некомпетентностью: когда работник может все, но не является достаточно квалифицированным ни в одной узкой области. Более того, за последние 20 лет появилось множество новых специальностей, но какими знаниями и навыками должны обладать люди, их имеющие, нигде четко не прописано.

Прежние единые квалификационно-тарифные справочники советских времен, на которые ориентировались работодатели, заметно устарели. Но в скором времени им на смену должны прийти новые профстандарты. Их разработают практически для каждой профессии, существующей в России. Соответствующие поправки в Трудовой кодекс уже одобрены правительством.

Диплом и сертификат

В Трудовом кодексе появятся определения «квалификация работника» и «профессиональный стандарт». По прописанным нормам работодатель сможет устанавливать четкие требования для сотрудников, а работники должны полностью понимать свои профессиональные обязанности. Согласно Указу Президента, все профстандарты (их почти 800) должны быть разработаны до 2015 года. Для этого будут привлечены не только специалисты Минтруда, но и представители работодателей и профсоюзных объединений.

Для подтверждения квалификации (необходимых для профессии знаний и навыков) работникам понадобятся сертификаты — их выдачей займутся независимые региональные и отраслевые комиссии. Эксперты будут проверять, соответствует ли специалист требованиям профессии.

«Введение профстандартов прошло большое обсуждение в рамках Российской трехсторонней комиссии, — рассказывает председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков. — В конечном счете все стороны поддержали поправки в Трудовой кодекс. Изменения выгодны и работнику, и работодателю, и государству. Сейчас на производствах появились новые технологии и рабочие места, под которые нужно готовить людей. Понятно, что нельзя работника посадить за новый станок, если у него нет соответствующей квалификации. Чтобы она появилась, нужны изменения в системе профессиональной подготовки. Студенты должны получать не только диплом, но и знания для трудоустройства по конкретной специальности. Должны иметь квалификацию, которую в течение жизни придется не раз повышать. Это нормально для всех развитых стран. Но тут возможны и подводные камни. Недопустимо, например, чтобы профстандарты были унизительными для работника и ущемляли его права».

Дополнительные требования

Введение профстандартов, как считают эксперты, — дело нужное, но есть еще одна загвоздка. Как правило, в трудовом договоре уже подробно прописываются обязанности работника: какие функции он должен выполнять и какими знаниями обладать. Для чего же нужны профессиональные стандарты и система независимой сертификации, если работодатель вправе выдвигать свои требования к сотруднику, занимающему определенную должность? Может проводить свои собеседования, тесты и устраивать испытательный срок.

Комментарий

Павел Ерин, эксперт СПК ГАРАНТ

— Действительно, работодатель самостоятельно определяет свои потребности в кадрах и деловые качества работников, при отсутствии которых он может отказать претенденту в приеме на работу. Однако профессиональные стандарты, разрабатываемые с участием бизнес-сообщества, служат работодателю своего рода ориентиром. Разработка таких стандартов направлена, с одной стороны, на унификацию и стандартизацию квалификационных требований, а с другой — на их детализацию применительно к конкретным трудовым функциям.

Разумеется, работодатель вправе разработать собственный профессиональный стандарт, который будет применяться только им. Однако общепринятые стандарты и система независимой сертификации позволят подтвердить способность работника выполнять трудовую функцию, аналогичную той, что существует у данного работодателя. Профессиональные стандарты обеспечивают связь потребностей рынка труда с образовательными стандартами, теории с практикой.

Эта задача решается в три этапа:

1) выявление и описание типовых трудовых функций (конкретных действий работников в определенной сфере трудовой деятельности);

2) определение компетенций (знаний, умений, навыков), необходимых для выполнения каждой из трудовых функций;

3) приведение образовательных стандартов в соответствие с потребностями рынка труда при наличии у работников этих компетенций.

Поскольку экономическая и социальная среды достаточно динамичны, должна быть постоянная взаимосвязь между сферой образования и практической деятельностью. Профстандарты тесно связаны с практическими потребностями работодателей. Поэтому их во многих случаях удобно использовать для разработки локальных нормативных актов, например должностных инструкций, положений о порядке проведения аттестации. При этом работодатель вправе устанавливать дополнительные требования к квалификации работника в разработанных им нормативных документах.