Короткий путь - он сложный самый

Из-за пустяка пришлось отказаться от очень важного эксперимента - сверхбыстрой доставки на орбиту экипажей и грузов

Вчера грузовой корабль «Прогресс МС-07» после длинного двухсуточного полета успешно состыковался с Международной космической станцией (МКС). Но первая попытка запуска этого корабля, предпринятая в минувший четверг, была неудачной, старт тогда не состоялся. Подвел пустяк, но из-за него пришлось отказаться от очень важного и перспективного космического эксперимента.

К этому запуску, запланированному еще год назад, в Центре управления полетами готовились с особым воодушевлением, ибо испытательный полет корабля должен был открыть дорогу новому этапу в космонавтике — сверхбыстрой доставке экипажей и грузов на околоземную орбиту. По новой схеме время от старта до стыковки с МКС должно составлять не двое суток, как было в последние десятилетия, и не 6 часов (с 2012-го), а всего лишь 3,5 часа.

Путь к реализации этого проекта не был простым («Труд» писал об организационных сложностях в номере за 6 октября), но в конце концов решения были приняты на всех уровнях. С самого начала проект энергично поддерживал первый заместитель генерального конструктора по летной эксплуатации, испытаниям ракетно-космических комплексов и систем РКК «Энергия», руководитель полетами российского сегмента МКС, летчик-космонавт Владимир Соловьев. За пару недель до старта готовность оценивалась на 100%.

К предстоящему рейсу «Прогресса» было приковано внимание и зарубежных специалистов. В американском агентстве НАСА, как сообщает сайт www.nasaspaceflight.com, имелась посекундно расписанная схема полета «Прогресса МС-07» с указанием всех включений двигателей, мощности импульсов, изменения скорости корабля и расстояний до МКС в каждый момент времени, функционирования аппаратуры (в частности, системы сближения «Курс-НА»). «Новый супербыстрый полет к МКС должен был протестировать возможности «Прогресса» (имеющего те же системы, что и пилотируемый «Союз МС») для безукоризненно точного выполнения сложного профиля сближения со станцией, чтобы в декабре суперкороткую схему можно было использовать при полете экипажа на «Союзе», — подчеркивается на американском сайте. Кстати, на сайте НАСА опубликована подробная схема, но у нас по российскому грузовику таких данных не найти в открытом доступе...

Словом, запуск 12 октября должен был стать событием неординарным. Предстартовый отсчет поначалу шел в точном соответствии с графиком. Но когда до запуска двигателей оставались десятки секунд, автоматика выдала команду на отмену всех предстартовых операций.

Опять же на сайте НАСА еще до официального объявления российскими специалистами причин отбоя сообщалось, что отрывной штепсельный разъем не смог выполнить штатную операцию — отсоединиться от приборного отсека ракеты. Соответственно, не отошла кабель-мачта, и системы ракеты не перешли на питание от бортовых батарей. До воспламенения топлива в двигателях дело не дошло. Но наши специалисты в неофициальных беседах называют другую причину — по одному из приборов не прошла телеметрия из-за сбоя в электрической схеме, и из-за этого отменили запуск. Такая ситуация, к сожалению, не была предусмотрена разработчиками систем управления. Блок заменили, и ракета стартовала через два дня...

Мне рассказывал давний знакомец, как тяжело переживали неудачу в ЦУПе, специалисты ходили чернее тучи. Хотя, казалось бы, аварии не произошло, автоматика вовремя остановила процесс, запустили «Прогресс МС-07» через два дня, в чем же проблема? А в том, что 14 октября грузовик отправился к МКС уже не по 3-часовой, а по 2-суточной схеме, по самому дальнему пути. Для 2-виткового полета необходимо строго определенное взаимное расположение МКС и корабля, которое случается нечасто. Такие условия нужны только для проведения первого эксперимента, чтобы подтвердить эффективность новой схемы.

А дальше подобных сложностей быть не должно. Потому что «умная» третья ступень ракеты «Союз» способна за счет небольшого разворота по курсу существенно ослабить жесткие условия, предъявляемые к сверхбыстрой схеме сближения. Но это чуть позже, а сейчас надо сделать первый шаг, отработать, как говорят специалисты, циклограмму новой схемы. Вот почему такое значение имеет первый экспериментальный полет, от которого зависят все будущие сверхкороткие космические рейсы.

Когда же появятся возможности для следующего подобного запуска? Например, 17 декабря нынешнего года, когда экипаж «Союза МС-07» отправится к Международной космической станции. Но это неосуществимо, потому что до пилотируемого полета новая схема должна быть обязательно проверена на грузовом корабле. Неужели придется отложить реализацию значимого проекта, как говорят в отрасли, «за горизонт»? Было бы очень обидно.

Но на 9 февраля следующего года, как указано на сайте spaceflight101.com, намечен полет «Прогресса МС-8» и его стыковка с модулем «Звезда». Вот февраль нельзя оставить без внимания. Хотелось бы надеяться, что руководители Роскосмоса, одобрившие октябрьский 2-витковый полет «Прогресса», понимают важность проекта и рекомендуют его проведение на февральском грузовом корабле.

О другой острой проблеме, которая в очередной раз выявила неудачная попытка запуска грузовика 12 октября, — о необходимости повышения качества изделий, технологий, проектных разработок в ракетно-космической отрасли — говорить много не буду. В последние годы высокие должностные лица постоянно рапортуют о «разработке и внедрении отраслевой системы управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции». Но пустяковый электрический контакт (штепсельный разъем, какое-нибудь реле, плата или ничтожный датчик) не срабатывает штатно, и труд многих людей идет насмарку.