Угнать за 60 секунд

Развитию каршеринга в России мешают пользователи, которые рассматривают арендованные машины как источник получения криминальных денег

За каких-то пару лет каршеринг в российских мегаполисах стал реальной альтернативой такси и личному транспорту. Однако дальнейшему развитию популярного сервиса мешают недобросовестные пользователи, которые рассматривают арендованные автомобили как источник получения легких, криминальных денег.

Первыми тревогу забили инспектора ГИБДД, фиксирующие рост числа ДТП с арендованными машинами. Так, за восемь месяцев текущего года в 251 аварии погибли семь человек, а более 300 получили травмы. Количество же нарушений ПДД водителями каршеринга превысило 60 тысяч. Растет число задержанных нетрезвых арендаторов за рулем.

Ежемесячно выявляются сотни случаев управления арендованными автомобилями под чужими учетными записями. Растущая популярность каршеринга привела к формированию рынка фейковых аккаунтов, которые можно по сходной цене купить за пару минут. Услуга пользуется особым спросом у несовершеннолетних лихачей, а также у водителей, попавших в черные списки прокатных компаний или лишенных права управления авто. Не останавливает даже перспектива уголовной ответственности (использование чужого аккаунта для поминутной аренды автомобиля подпадает под действие статьи 166 УК РФ «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения»). Наказание грозит также по статье 159 УК РФ «Мошенничество», если оплата поездок происходила с карты, привязанной к чужому аккаунту.

Ужесточение правил безопасности предполагает установку дополнительных технических средств, которые, с одной стороны, обеспечат «доступ к рулю» только обладателям подтвержденных аккаунтов, с другой — не дадут тронуться с места нетрезвому водителю. Первой цели поможет добиться технология Face ID, второй — алкозамки. Дополнительные средства контроля стоят денег и, соответственно, вырастут тарифы поминутной аренды. Но хозяева каршеринговых компаний пришли к выводу, что без этих мер вал нарушений остановить не удастся.

Еще одна напасть: злоумышленники снимают с прокатных машин все подряд — от ковриков в салоне до оборудования в недрах авто, меняют новую резину на «лысую». Поветрие последних месяцев — кража рулей и продажа их в автосервисы. Полиция задерживала группы злоумышленников, специализировавшихся на таком «бизнесе», в Дзержинске и Котельниках. Ущерб только по доказанным эпизодам исчисляется сотнями тысяч рублей.

Еще больший вред наносят действия преступных групп, занимающихся кражей вкладок каталитических нейтрализаторов (служат для снижения токсичности выхлопа). Вкладыши содержат драгметаллы и ценятся на черном рынке. В Прибалтике успела сформироваться целая подпольная индустрия, в которой участвуют и российские жулики. В соцсетях встречаются предложения о перечислении 4-5 тысяч рублей водителю, который завершит аренду и оставит каршеринговый автомобиль в нужное время и в нужном месте. Преступники все равно остаются в плюсе: стоимость килограмма каталитического сплава у перекупщиков составляет 15-20 тысяч.

Излюбленные места охотников за драгоценными металлами — многоуровневые парковки. Одну из таких преступных групп «черных трансплантологов» московские оперативники разоблачили на днях: по предварительным данным, за три месяца на паркинге столичного района Зябликово произошло хищение содержимого как минимум 40 автомобильных нейтрализаторов, а прямой ущерб каршеринговым компаниям превысил 8 млн рублей.

Приходится констатировать: каршеринговые компании оказались бессильны перед таким криминальным бизнесом. Совершенствование систем контроля и безопасности связано с неподъемными расходами, пойти на которые могут только очень крупные сервисы. Так что скоро на этом рынке останутся только сильные игроки. Ну и цены за каршеринг тоже вырастут.