АНГЛИЙСКИЕ РЕДКОСТИ

Большой симфонический оркестр имени Чайковского начал свой "Общедоступный абонемент" впечатляющими концертами. Сначала отзвучала французская музыка в исполнении французских же музыкантов, а только что публике представили английскую программу с дирижером Ховардом Гриффитсом. По сравнению со своими континентальными коллегами композиторы Англии гораздо менее известны. Московские же слушатели как раз охотнее собираются на "хиты" и все реже поддаются просветительским порывам устроителей концертов. Но тут и на программу редкостей собрался почти полный Большой зал консерватории, что говорит о доверии публики к репертуарной политике БСО, высокому классу оркестра и приглашаемых им музыкантов.

В концерте было чем и просветиться, и насладиться. Сначала исполнялась увертюра "Фанфары и фейерверк" корифея новейшей английской музыки Оливера Кнассена, где особенно пришлось потрудиться трубачам и тромбонистам. После этого короткого сочинения, словно разодранного на лоскуты ярких звуковых вспышек, исполнители переключились на вполне традиционную музыку. Виолончельный концерт-элегия Фрэнка Бриджа написан в 1930 году. В нем английская романтическая меланхолия сочетается с попыткой передать катастрофическую поступь XX века. К концу течение программы логично направилось в область откровенного романтизма. В Англии такую музыку сочинял всего один всемирно известный композитор - сэр Эдвард Элгар. Исполнялись написанные на рубеже XIX и XX столетий "Загадочные вариации" - одно из многих его сочинений, у нас почти не известных.
Исполнители, которых приглашает БСО для совместных выступлений, - по традиции самого высокого класса. Солировал в этот вечер Александр Рудин, который сегодня является у нас в стране виолончелистом номер один, и зал буквально пронизывало мощное и певучее звучание его инструмента. Имя дирижера Ховарда Гриффитса также весьма известно в Европе: уже пять лет он руководит знаменитым Камерным оркестром Цюриха. Порывистость и естественность его дирижирования превратили знакомство с новыми для слушателей сочинениями в волнующее событие.
Уровень игры оркестра был, как всегда, очень высок. Сказывается привычка БСО работать с большим числом приглашенных дирижеров. Такое впечатление, что музыканты без малейшего труда воспринимают замысел очередного гостя. Так, с Гриффитсом оркестр даже приобрел густой глубокий звук, для него обычно не характерный. Играя точно и слаженно, коллектив не теряет эмоциональной теплоты живого музицирования. Сочетанием столь важных свойств сегодня в Москве не может похвастаться никакой другой оркестр.