РАЗВОД ПО-РУССКИ

Подопечные прославленного режиссера больше не хотят жить на скудную зарплату и мириться с трудным характером мэтра.

Известие о том, что Сергей Тарамаев и Карэн Бадалов покидают "Мастерскую" Петра Фоменко" и уходят в никуда, поразило, как гром среди ясного неба. Ведь с их уходом разваливаются такие знаменитые постановки, как "Одна счастливая деревня", "Варвары", а самое главное - канет в Лету "Семейное счастие" Льва Толстого, где весь спектакль держится на Сергее Тарамаеве и Ксении Кутеповой, которая, кстати, тоже уходит... в декретный отпуск. Поэтому уже сейчас ее заменяют другими исполнительницами. Прошел слух, что даже самый верный ученик Фоменко Юрий Степанов тоже собрался "в поход", но пока доигрывает в старых спектаклях, так как на роль Чичикова в "Мертвых душах" вводить другого артиста бессмысленно.
Для театра все это выглядит катастрофой, распадается знаменитый ансамбль, равного которому сейчас в Москве нет. В чем тут причина? Выходит, правы были классики театра, когда говорили, что любой творческий коллектив может держаться вместе максимум восемь лет, а потом происходит естественный распад? Нам казалось, что сия горькая чаша минует "Мастерскую Фоменко"...
Ну а поскольку артисты не хотят выносить сор из избы и предпочитают ничего не говорить о "разводе" с Фоменко, то приходится о многом догадываться.
Конфликты в театре возникают в последнее время в основном из-за презренного металла. Дело в том, что Петр Наумович не понимает, как можно репетировать в день всего четыре часа, положенных по закону, учитывая, что вечером артистам надо еще играть спектакль. И если уж он приступает к новой постановке, то на часы во время работы не смотрит, его совсем не интересует, что у исполнителей могут быть съемки в кино, на телевидении... Так, Юрий Степанов обосновывает свой уход тем, что ему надо кормить семью, чего он при всем желании не может сделать на скудную зарплату в театре. Таким образом, жестокая проза жизни стала брать верх над творческим процессом. Поэтому атмосфера внутри коллектива постепенно накалялась. С одной стороны, актеры, конечно, понимали, что такого мудрого и сильного режиссера, как Фоменко, они не найдут, с другой - положение вечных альтруистов их тоже не устраивало. В свою очередь, издерганный и больной Петр Фоменко не хочет больше стоять "с кнутом" над каждым членом коллектива и убеждать, что не хлебом единым жив человек. Обиды, раздражение, недовольство нарастали, как снежный ком. Фоменко стали покидать даже его прежние соратники, а на днях ушел директор Игорь Троилин, благодаря усилиям которого бывший кинотеатр превратился в уютное театральное здание.
Это надо же было такому случиться! Восемь лет "фоменковцы" скитались по чужим площадкам, мечтая о собственной сцене, а когда она появилась, внутри коллектива началось брожение, грозящее перерасти в творческий кризис. Я лично не представляю, как "Мастерская Фоменко" будет работать в декабре, если половина спектаклей из-за ухода "стариков" будет снята из репертуара. Правда, сейчас Петр Наумович репетирует новый спектакль "Безумная из Шайо" Жираду - с Галиной Тюниной в главной роли, где помимо нее заняты восемь выпускников его последнего курса. Будут ли они преданы своему учителю - трудно гадать, потому что, как нынче не без цинизма говорят, искусство вместо масла на хлеб не намажешь.