03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ГРИГОРОВИЧ ПРИВЕЛ В КРЕМЛЬ ЦАРЯ ИВАНА

Долгополов Николай
Опубликовано 01:01 17 Ноября 2001г.
"Всего лишь" 26 лет назад Мастер уже ставил этот балет в Большом. Тогда спектакль, помимо тонкой и точной хореографии, запомнился блистательными солистами - Натальей Бессмертновой, Юрием Владимировым, Борисом Акимовым, Владимиром Васильевым...

Я, признаться, на премьеру "Ивана Грозного" в Государственный Кремлевский дворец отправлялся не без опаски. Огромная сцена, необъятное пространство зала могли нарушить запомнившийся стиль "того" балета, его проникновенную интимность, где, помимо массовых сцен, столько времени отдается двум главным героям - Царю и его невесте - жене, убиенной супруге Анастасии.
Да, теперь это другой спектакль, но опасения оказались напрасны. Перенеся балет в резиденцию царя Ивана, в кремлевские стены, Григорович придал спектаклю масштабность, размах, величавость...
Будем откровенны: мало какому кордебалету удается сравниться с Большим в мастерстве, отточенности, в хорошем смысле вымуштрованности. Но "Кремлевский балет" если и не превзошел соседей с Театральной площади, то и не особо уступил им. Чувствуется рука Григоровича,а также и помогавшей ему супруги - Натальи Бессмертновой.
20-летние солисты - Роман Артюшкин и Сергей Теплов в партии царя Ивана танцевали с мужественным изяществом, без всякой скованности, нередко присущей их одногодкам. Обоим пришлось проявить и чисто актерское мастерство перевоплощения из юного влюбленного царя в грозного, безжалостного самодержца... Хороша Наталья Балахничева. Ее Анастасия в начале первого акта так доверчива и нежна, что смерть во втором воспринимается залом (несмотря на все познания в российской истории) как подлинное потрясение.
...Тому, кто хоть немного знаком с балетом, не в новинку, что вокруг имени Григоровича, его творчества много нынче споров. Что ж, извечным, хоть и обремененным славой и опытом новаторам всегда нелегко. Да и критика, когда она справедлива, мобилизует, заставляет творца строже оценивать себя и не соскальзывать на штампы... Прискорбно иное. Подчас критикующие явно переходят грань объективности. И обычная балетная рецензия превращается в погромный материал, где балетмейстера и "Кремлевский балет" не обвиняют разве что во вредительстве.
Может, эти заметки покажутся штатным хулителям Юрия Николаевича не в меру "розовыми". Что ж, признаюсь: меня больше всего в этом спектакле (и не только) поражает сам Григорович. В январе ему 75. Тут не надо быть недоброжелателем или, наоборот, неуемным поклонником, чтобы невольно не задаться вопросом: сколько же еще открытий способен подарить публике щедрый маэстро? Видимо, ответ знают только двое: Бог, наградивший Григоровича уникальным даром, да сам балетмейстер, до сих пор зверски вкалывающий на репетициях со своими подопечными. И невольно задумываешься: если он столько может в свои почти 75, то что же мы начинаем стонать от "перегрузок", жалости к себе, любимым, едва перевалив за 40, а в 50 уже подводим итоги? Работать надо, верить в себя, свое призвание.
Эх, Большой, сколько же недополучил ты от маэстро, отказавшись на годы от его услуг... А пока - постановка в театре "Кремлевский балет". Кажется, "Иван Грозный" воцарился в кремлевских хоромах всерьез.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников