СТРАСТИ ПО СПУСКУ

Больше месяца бушевали в Петербурге страсти по поводу строительства на канале Грибоедова нового спуска к воде. Вовлечены в них были буквально все горожане. Ведь на кону стоял вопрос коренного преобразования одного из исторических уголков самого центра северной столицы.

Угол Невского проспекта и канала Грибоедова. Справа, если идти от Невы, возвышается Казанский собор. Слева, напротив него, бывший Дом Зингера, где долгие годы размещался Дом книги. Оригинальное здание эпохи модернизма, увенчанное уникальным прозрачным шаром, примыкает к Казанскому мосту, перекинутому через Невский, одному из самых широких в Северной Венеции. Вот тут-то, шагах в 50 от главного городского проспекта, и надумали некие "заинтересованные лица" построить новый гранитный спуск к воде.
Впрочем, они, эти "лица", уверяли общественность в том, что спуск на этом месте когда-то был, их задача - всего лишь "восстановить историческую справедливость". В доказательство приводили гравюру первой половины XIX века художника Федора Алексеева.
Эта гравюра часто воспроизводится в различных подарочных фотоальбомах. Мощное гранитное сооружение - спуск к воде - занимает на ней всю территорию нынешней проезжей части канала у Дома Зингера. Самого дома к моменту создания сего художественного произведения не было даже в планах. Гравюра создана в 1811 году, дом - в 1904-м.
Загвоздка в том, что, как доказывают историки живописи и их коллеги, специализирующиеся на прошлом городской архитектуры, гравюра эта - плод фантазии художника: спуска на этом месте никогда не было! "Восстановить" же его очень хотелось туристическим компаниям, чей бизнес связан с организацией водных экскурсий. В последние годы в Петербурге разгорелась настоящая война "за туриста" между перевозчиками по рекам и каналам. Построить еще один спуск с причалами для экскурсионных катеров - вот главная подноготная всей "исторической кампании". Место чрезвычайно хлебное для туристского бизнеса: рядом Спас на Крови, пешеходная Малая Конюшенная, Русский музей, Михайловский сад...
Интересно, что работы по строительству спуска начались раньше, чем их обсудил городской общественный совет, специалисты Государственной инспекции по охране памятников. Инициаторы, видимо, торопились повернуть дело так, чтобы его потом было не остановить.
К счастью, вовремя вмешалась бдительная общественность. По всем городским теле- и радиоканалам прошли передачи, в газетах были опубликованы статьи о "новом старом спуске" с комментариями заинтересованных сторон и специалистов. Шум поднялся нешуточный! Любопытно, что "застройщики" тут же изменили мотивацию, объясняя необходимость появления спуска у самого Невского проспекта... соображениями безопасности. Мол, выпьет не в меру иной гость города или петербуржец, упадет в канал - как выбраться ему, если ближайший спуск чуть ли в не в ста метрах отсюда? Дотошные историки заглянули в статистику городских ЧП: никто с Казанского моста за последние 100 лет ни разу не падал ни пьяным, ни больным, ни тем более здоровым и трезвым.
Точки над "i" поставила губернатор Валентина Матвиенко, поручив изучение вопроса экспертам Общественного совета по сохранению культурного наследия при городской администрации. По их заключению, "даже если спуск и существовал когда-то, что не установлено, восстановить его без достоверных чертежей не представляется целесообразным". Так и решили.