КОРИЧНЕВЫЙ ПРИЗРАК

Вызывают естественную обеспокоенность факты ксенофобии, национальной нетерпимости. Они дали повод для некоторых СМИ муссировать вопрос о так называемом "русском фашизме". Партия "Единая Россия" заявила о решимости бороться с такими проявлениями. "Родина" предложила, в свою очередь, в рамках "правительственного часа" заслушать в Госдуме информацию руководства МВД и Федеральной миграционной службы о принимаемых мерах в отношении нелегальных мигрантов, считая, что именно просчеты в этой сфере ведут к появлению радикальных настроений. Обнажил проблему бунт "инородцев" во Франции и сопредельных государствах. Так есть ли в реальности то, что называют "русским фашизмом"? Насколько опасны националистические настроения в обществе? Как оно относится к носителям подобной идеологии? На какой почве она может произрастать? Об этом корреспондент "Труда" беседует с известным политологом, членом президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека, профессором МГИМО, автором и ведущим программы "Постскриптум" Алексеем ПУШКОВЫМ.

- Фашисты и крайние националисты есть повсюду, в том числе и в самых демократических странах Запада, - считает Алексей Пушков. - И если сравнить их численность, а главное - влияние, скажем, у нас и во Франции или в Австрии, то становится ясно, что в России они очень слабы. Лидеру национального движения во Франции Жан-Мари Ле Пену отдано на последних выборах около 20 процентов голосов. Йорг Хайдер в Австрии в 1999 году получил 27 процентов голосов, чуть не стал премьером. Или посмотрите на Лейпциг, на Дрезден. Там зимой - весной 2004 года прошли крупные неонацистские демонстрации - молодые люди шли под лозунгами преклонения перед гитлеровским рейхом, их представители - в земельном парламенте. Возрождение нацистских настроений происходит в Эстонии и Латвии, где бывших легионеров СС объявляют национальными героями. На Украине президент Ющенко хочет примирить бандеровцев, то есть союзников Гитлера, с ветеранами Великой Отечественной. Вот где фашизм имеет реальное влияние и силу...
- И кто же кого тогда пугает? Националисты некоторых политиков, журналистов или те пугают население фашистами? Да и сам по себе национализм - откуда он берется? Русский-то народ терпим, исконно привык жить в многонациональной среде...
- Я слышу о русском фашизме и страшной угрозе с его стороны вот уже 10 лет. При этом до сравнительно недавнего времени реальная угроза для России исходила от правления Бориса Ельцина. Не из-за националистов и нескольких мелких фашистских групп Россия все это время теряла по миллиону человек в год, не из-за них у нас появилось до 1,5 млн. беспризорных детей. И очень многое из того, что оставил нам в наследие Борис Ельцин, не исправлено до сих пор. Но наши "либеральные" издания постоянно оправдывают ельцинскую политику и никогда не пишут о причинах возникновения радикальных настроений.
В Советском Союзе никакого фашизма не было. И дело не только в деятельности КГБ и контроле со стороны КПСС. Это было связано и с социальной политикой, исключавшей появление таких групп. Придя в 90-е годы к власти, Ельцин и реформаторы создали такую социальную атмосферу, в которой просто не могли не возникнуть группы националистического толка. Страну ограбили, разорили, общенациональную собственность расхватали отдельные люди. Но население России на все это отреагировало удивительно спокойно. Серьезных, массовых радикальных движений у нас так и не возникло. Баркашов, лидеры других профашистских организаций не получили серьезной поддержки в обществе. Несмотря на социальную катастрофу, у нас эти движения остались маргинальными.
- Однако некоторые эксперты утверждают, что лозунг "Россия для русских" поддерживает более 50 процентов населения России.
- Я думаю, эти настроения, как и во многих странах Европы, - следствие страха перед наплывом в российские города большого числа иммигрантов с юга, людей с другой религией, культурой. Этот страх нельзя приравнивать к поддержке радикалистских групп. Это разные вещи.
- Тем не менее националистические лозунги, вроде "Россия для русских", могут быть опасны в нашей многонациональной стране. Разве не так?
- Да, вы правы. Но следует понять, откуда корни растут. Национализм в такой стране, как Россия, - это ответ. На что? Не
только на социальную несправедливость. Важно видеть еще одно явление, напрямую связанное с распадом СССР: в России, как и во многих странах мира, растет раздражение в связи с неконтролируемым напором жителей других стран, и прежде всего выходцев из бывших советских республик. Не следует игнорировать и ту опасность, которая таится в напоре нелегальных иммигрантов, наводнивших нашу страну. С этим лозунгом надо бороться, но и следует видеть, откуда он появился - из-за чувства уязвимости жителей России, подчеркиваю, не только русских, а вообще жителей России, перед неконтролируемой иммиграцией.
- Тогда откуда, на ваш взгляд, нагнетание страстей по поводу "поднимающего голову русского фашизма"?
- Здесь очень много спекуляций. Фашизмом называют все, что не нравится. Борис Немцов после поражения правых на выборах говорил о том, что в России при Путине создаются условия для фашизма. Каспаров о том же кричал. Бред, да и только! Однако крики о фашистской угрозе помогали нашим правым долго находиться у власти, управлять страной так, как им хотелось, - с липовыми залоговыми аукционами, пирамидой ГКО, дефолтом 1998 года... Вспомните, сколько нам твердили об угрозе, исходившей от организации под названием "Память". Пугали ее лидером - неким, - может, помните? - Васильевым. Где она сейчас, эта "Память"? Кто о ней вспоминает?
- Возможны ли у нас события, подобные тем, что происходят во Франции?
- Да. И это не только мое мнение. Недавно Сергей Миронов тоже заявил: такие погромы могут перекинуться на другие страны Европы, в том числе на Россию. Наша страна должна срочно решать свои демографические проблемы, но не только с помощью иммигрантов. Многие из них правдами и неправдами селятся в наших городах, в том числе вокруг Москвы и на окраинах столицы. Причем далеко не все воспринимают себя как граждане России, даже если и получают наш паспорт. В результате накапливается определенный потенциал этнических конфликтов. Об этом не принято говорить публично, но от молчания это явление не исчезает. И кто поручится, что постепенное нарастание напряженности в конце концов не взорвет статус-кво?
Очень сложна этническая ситуация на Северном Кавказе. Поговорите с людьми в Кисловодске, Пятигорске, Ессентуках. Они расскажут вам, как там идет постепенно вытеснение русских - из бизнеса, торговли. Иммиграция с юга захлестывает Краснодарский край. Так что не надо делать вид, будто у нас сплошной национальный мир, - это опасно.
- Что нужно делать, чтобы не давать поводов для роста националистических настроений в России, противостоять проявлениям нетерпимости к "инородцам"?
- Властям надо серьезно задуматься, как регулировать миграционные потоки. Некоторые члены нашего правительства утверждают: нужно максимально либерализовать политику по въезду жителей других государств на территорию России, чтобы обеспечивать страну рабочей силой. Рабочая сила нам действительно нужна. Но почему-то наши очень либеральные министры ничего не хотят делать для повышения рождаемости в самой России. Ведь нынешние цены на нефть дают возможность начать такую политику: дотировать молодые семьи, выделять им средства, чтобы стимулировать рождаемость, жилищную обеспеченность? Куда исчезают все эти нефтедоллары? Пока у нас создаются все новые фонды, но результатов нет. Вот наш президент объявил социальную программу: назвал четыре важнейшие для жизни людей сферы, которые необходимо финансировать. Это хорошо. А некоторые члены правительства делают, как ни в чем не бывало, ставку на иммиграцию. Если наше правительство не может спланировать демографический рост, который подстегнул бы нашу экономику, значит, у нас бездарное правительство и его надо заменять.
- Может, одна из причин всплеска национализма - ущемление национальной гордости? Некоторые "эксперты" утверждают, что России гордиться нечем, кроме как ядерным оружием да сырьевыми ресурсами.
- Это полная чушь и ложь, которую при Ельцине стала навязывать обществу наша либеральная пропаганда. Эту ложь насаждают в стремлении воспитать у граждан России комплекс неполноценности, чтобы легче было управлять Россией, манипулировать ею, разграблять ее. Свою лепту в это вносят и антироссийские круги на Западе. В мире очень мало государств с тысячелетней историей и еще меньше - с такой, как у России, историей участия в крупнейших политических, культурных и цивилизационных процессах. Уже сама наша великая история может быть предметом гордости - конечно, для тех, кто ее считает своей. В России очень образованное население, и этот уровень, несмотря ни на что, пока остается высоким. Русские школьники ничем не уступают западным сверстникам, а то и превосходят их. Наша страна может гордиться своим интеллектуальным потенциалом. Если бы у нас его не было, то кто бы стал скупать наши мозги?
Многие нам говорят: вы даже сами не понимаете, насколько вы сильные, сколько надежд с вами связывают. Не должна одна сверхдержава руководить миром. И в Индии, и в Китае, и в Европе на Россию многие смотрят как на страну, которая способна несколько уравновесить Америку. Потому-то встречи лидеров США и России - это всегда крупное мировое событие. Не случайно Россия и член в Большой восьмерке. Так что мы - мощное государство, которое по совокупным "критериям силы" входит в число первых пяти стран планеты.