09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ГОЛОСУЙ СЕРДЦЕМ!

Безрук Мария
Опубликовано 01:01 17 Ноября 2005г.
Бьюсь об заклад, что в последние дни этой недели ни один телевизионный топ-менеджер не примет судьбоносного для компании решения и не назначит ни одной решающей встречи. "ТЭФИ", однако... Вручение отечественной профессиональной телевизионной награды - важнейшее, что ни говори, событие для любого человека, чья жизнь связана с телевидением. Вчера определились победители во внеэкранных номинациях. А завтра академики вновь выберут лучших среди ведущих, актеров, телепрограмм и сериалов. Церемония вручения бронзового Орфея в ее эфирном варианте - зрелище эффектное и в некотором роде самодостаточное. Поэтому в канун торжества мы решили поговорить о том, что происходит по ту сторону экрана, и не только в сладостный день раздачи слонов...

КАКОЕ ТВ - ТАКАЯ И "ТЭФИ"
Сколько бы ни кокетничали ведущие и продюсеры, режиссеры и шоумены (дескать, мы работаем для зрителя, а не для наград) в глубине души каждый телевизионщик мечтает хотя бы раз выйти на сцену под аплодисменты телеакадемии. Ну а для телевизионного начальства количество завоеванных наград - вопрос престижа канала. И если рейтинг - это показатель востребованности телеканала зрителем (от которого, впрочем, зависит финансовое благополучие вещателя), то "ТЭФИ" - это признание коллег по цеху. По крайней мере, такая установка была заложена изначально, в момент создания телевизионной академии. Так в первые годы существования "ТЭФИ" и было. Но потом телевидение начало ускоренно развиваться - вместе с рекламным рынком. Соответственно невероятно возросла и конкуренция между каналами, все чаще переходя из области творчества в область коммерции. Это не могло не отразиться на результатах ежегодных подсчетов "цыплят".
ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ
В первые годы своего существования Национальная телевизионная премия отображала в первую очередь процессы, происходящие в обществе, нежели на экране. Не зря в годы расцвета политического и информационного вещания несколько лет подряд высшей награды удостаивались информационные программы телеканала НТВ, старого НТВ... В последние же годы "ТЭФИ" стала зеркалом самого телевидения, изменившегося со времени основания телеакадемии практически до неузнаваемости. Трансформации подверглись не только облик, наполнение и программная политика каналов, но в первую очередь сами люди. Бывшие товарищи по "оружию", некогда открытые, веселые члены большого телевизионного братства, сегодня жестко разделены конкуренцией. Нет, они по-прежнему уважают друг друга, но теперь они по разные стороны баррикад. Телецентр "Останкино", на протяжении многих лет являющийся телевизионной Меккой, превратился в большой серпентарий. На этажах, где располагаются эфирные студии и топ-менеджмент каналов, круглосуточно дежурит охрана. И ни для кого не секрет, что многие уже отстраивают себе отдельные телевизионные комплексы, дабы съехать подальше от собратьев по цеху, а то не ровен час можно утром в лифте случайно столкнуться... В результате подобных метаморфоз все междоусобицы, программные войны и интриги стали сказываться на результатах голосования телеакадемиков.
А СУДЬИ КТО?
11 лет назад советом учредителей Фонда "ТЭФИ" был сформирован первый состав академии, который насчитывал всего 12 человек. На протяжении последующих нескольких лет ряды телеакадемиков пополнялись парой-тройкой телевизионных топ-менеджеров и телеведущих высшего ранга в год. А в 2001-м в академию влились сразу 64 представителя телевизионного цеха, 20 из которых работали в региональных телекомпаниях. В прошлом году с увеличением номинаций, связанных с кинопроизводством, было принято решение "разбавить чисто телевизионную тусовку" специалистами из мира кино. В результате в академию было принято еще 39 человек, среди которых весомую часть составляли кинематографисты - режиссеры, операторы, продюсеры. Сегодня в состав Российской академии телевидения входит 130 человек.
ТЫ - МНЕ, Я - ТЕБЕ
С каждым годом руководство телевизионных каналов проявляло все меньше лояльности по отношению к конкурентам. В кулуарах "ТЭФИ" стали поговаривать о келейности, корпоративности и прочих явлениях, никоим образом не ассоциирующихся с общепринятыми представлениями об объективности. Картина стала прозрачной в тот момент, когда голосование решили проводить в режиме он-лайн непосредственно на церемонии. Выглядело это так: на трех экранах над сценой представлялись финальные тройки номинантов. В руках академиков были пульты, на которых они должны были нажать одну из трех кнопок. Затем итоговые цифры появлялись на экранах, на каждом своя. Как говорится, хотели как лучше, а получилось как всегда. С точки зрения зрелищности церемония бесспорно выиграла. Телезрители могли видеть, сколько именно академиков проголосовало за каждого из трех финалистов в данной номинации. Но вместе с тем рухнули последние иллюзии объективности. Оказалось, что некоторые члены академии не отличаются дисциплинированностью. Так, согласно цифрам, выводимым на экране, стало очевидным, что при голосовании в разных номинациях принимало участие разное количество людей. Кто-то сознательно не голосовал, когда его голос при любом раскладе пошел бы в копилку конкурента, а кто-то просто "выходил покурить". Особенно зловеще это выглядело в тех случаях, когда исход борьбы могли переломить один-два голоса. На минувшей церемонии мне довелось наблюдать за тем, как член академии, генеральный продюсер одного из каналов, просто встал и вышел из зала, зная, что в последующих нескольких номинациях не представлены программы его компании. Еще несколько академиков, сидевших рядом и активно обсуждавших голосование, принимали буквально-таки коллегиальные решения типа: "Ну что, голосуем против... " Это означает, что академики отдают голоса не лучшим работам, а тем, которые понизят шанс недругов на победу. "Дружить против" у нас всегда умели...
Прошлогодняя церемония вообще стала последней каплей, переполнившей чашу терпения как самих академиков, так и всей телевизионной общественности. Все началось, как водится, с "вешалки": высшие руководители большой тройки - Константин Эрнст, Олег Добродеев и Владимир Кулистиков - не пришли на церемонию. Проигнорировали. А сама церемония вместо большого профессионального праздника явила собой образец импровизированного спектакля. По негласной договоренности добрая часть академиков избрала тактику тотального мочилова. И в данном случае речь шла даже не о вкусовых предпочтениях тех или иных академиков, а о том, что высшая Национальная телевизионная премия стала местом сведения счетов для большинства сидящих в зале. Кто-то мстил за личные обиды, кто-то просто из-за нелюбви к каналу или кому-то из его представителей, "заваливая" явных претендентов на победу и щедро раздавая Орфеев вчерашним аутсайдерам.
Посмотрел на все это президент академии В. Познер и принял единственно верное решение. С этого года система голосования в экранных номинациях будет принципиально иной. Во-первых, по каждой из номинаций будут голосовать не все 130 академиков одновременно, а лишь несколько выборщиков, которых определит компьютер. Причем в его программе заложен принцип, исключающий попадание в число выборщиков нескольких представителей одного канала. Таким образом шансы уравниваются. С определенной периодичностью состав выборщиков будет меняться, а значит, никто не уйдет от ответственности, ведь личный выбор каждого из них станет достоянием общественности.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Завтра у нас праздник. Большой телевизионный праздник. Хочется верить, что в этом году талантливые, умные, интеллигентные люди сумеют оставить за дверью суету и отдать свои голоса, руководствуясь объективными критериями, а не корпоративными интересами. Давайте не забывать о том, что эта награда в первую очередь является показателем уровня развития НАШЕГО телевидения. И от того, кого мы назовем лучшим сегодня, зависит завтрашний день нашего ТВ.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников