ЧУДЕСА, СОЗДАННЫЕ ЧЕЛОВЕКОМ

Известное выражение "семь чудес света" имеет вполне конкретное содержание и непростую историю. Списки самых поразительных зданий и строений мира начали составлять более двух тысячелетий назад. Среди их авторов - многие известные историки, писатели и археологи. Заметим, что практически каждый из них предлагал, как правило, именно семь объектов, хотя и разных.

Тот список, который теперь считается общепризнанным, составил, как утверждают, около 120 года до нашей эры греческий поэт Антипар Сидонский. И выглядит он так:
1. Египетские пирамиды.
2. Висячие сады Семирамиды.
3. Храм Артемиды в Эфесе.
4. Статуя Зевса в Олимпии.
5. Мавзолей в Галикарнасе.
6. Колосс Родосский.
7. Александрийский маяк.
Интересно, что географически все эти объекты принадлежат сравнительно небольшой территории в восточном Средиземноморье. А вот по возрасту сооружений разброс огромен. Первое из чудес света сотворено почти пять тысячелетий назад. Следующее после египетских пирамид чудо - Висячие сады - появилось в Вавилоне уже в VII веке до нашей эры. Затем - по одному в столетие - создавались храм Артемиды (VI в. до н.э.), статуя Зевса (V в. до н.э.), Мавзолей в Галикарнасе ( IV в. до н.э.) и почти одновременно в III веке до нашей эры - Колосс Родосский и Александрийский маяк.
Удивительно, что единственным сохранившимся до наших дней оказалось именно древнейшее из чудес света - египетские пирамиды. Расположенные на противоположном от Каира берегу Нила у древнего кладбища в Гизе, они и сегодня доступны для бесчисленных туристов. Они продолжают поражать нас по-прежнему не столько даже своими размерами (рекорд по высоте сооружения, который пирамида Хеопса удерживала почти четыре тысячи лет, теперь уже перекрыт), сколько загадочными технологиями древних строителей. Как удалось им, жившим в бронзовом веке, воздвигнуть столь грандиозные сооружения идеальных геометрических форм? Ведь пирамида Хеопса поднималась по завершении работ на 147 метров (затем из-за наступления песков высота ее уменьшилась), каждая сторона квадратного основания пирамиды составляет 233 метра, общий вес пирамиды - около 5,7 миллиона тонн. Камни ее держатся собственной тяжестью - никакого связующего материала между ними нет, но они так плотно пригнаны друг к другу, что не найти щели для лезвия ножа. А ведь весят каменные блоки от 2,5 до 15 тонн.
Висячие сады Семирамиды были гордостью Древнего Вавилона, развалины которого находятся в 90 километрах от Багдада. Каковы были чудесные сады на самом деле, можно представить лишь по описаниям. Да и устоявшееся их название оказалось историческим недоразумением. Вовсе не ассирийская царица Семирамида создала их, как это утверждали греческие историки. Появились они гораздо позже ее царствования по приказу повелителя Вавилона Навуходоносора. Со всей империи на повозках, запряженных волами, и речных ладьях свозили в Вавилон всевозможные деревья, завернутые в мокрую рогожу, семена редких растений, трав, саженцы кустарников. Висячие сады устроили в виде четырехярусных террас. Самая верхняя из них достигала 40 метров. В основании каждой террасы лежали массивные каменные плиты со слоем камыша, залитым асфальтом. Их накрывал двойной слой кирпичей, соединенных гипсом. Затем были уложены свинцовые пластины для задержки воды. И, наконец, еще выше - толстый слой плодородной почвы, пригодный для укоренения больших деревьев. Вода непрерывно подавалась на верхнюю террасу прямо из Евфрата в кожаных ведрах, прикрепленных к колесу, которое вращали рабы. Затем она сбегала ручьями и водопадами по нижним садам, так что земля всегда была влажной.
Висячие сады были разрушены наводнениями Евфрата.
Храм Артемиды в Эфесе был удивителен не только своими масштабами и архитектурными решениями, но и самой историей. К его рождению и гибели причастны люди, ставшие для человечества нарицательными персонажами. Основателем этого храма в честь Артемиды был последний царь Лидии Крез, баснословное состояние которого служит символом богатства вообще. А сжег великолепный храм через двести лет житель Эфеса Герострат, который хотел таким образом войти в историю и вошел. Само сооружение стало крупнейшим храмом классики, намного превосходившим размерами знаменитый Парфенон, построенный позже в Афинах. Но самое удивительное, что при своих масштабах здание представлялось легким, изящным, с великолепной отделкой беломраморных стен и колонн.
Статуя Зевса в Олимпии имела вполне конкретного автора - знаменитого древнегреческого скульптора Фидия. Она находилась в огромном зале храма в Олимпии - в месте культа верховного бога древних греков Зевса и проведения посвященных ему Олимпийских игр. Религия, искусство и спорт тесно переплетались в эти времена в жизни древнегреческого общества.
14-метровый Зевс восседал в огромном зале олимпийского храма на троне из золота, слоновой кости, черного дерева и драгоценных камней. Деревянный каркас служил костяком фигуры исполина. Пластины из слоновой кости представляли собой его кожу, а золотые листы - одеяние. В одной руке он держал золотую статую крылатой богини победы Ники, другой опирался на скипетр с орлом. Мастерство изваяния было таким, что зрителям казалось, будто Зевс вот-вот встанет.
На протяжении восьми веков эта статуя восхищала посетителей храма. Затем ее перевезли в Константинополь. Здесь в результате пожара она была уничтожена в V веке нашей эры.
Мавзолей в Галикарнасе - это именно то сооружение, которое дало название своим многочисленным последователям, в том числе и мавзолею на Красной площади. Ведь началось все с того, что некий царь Мавсол (или Мавзол) решил увековечить себя с помощью гробницы. Удалось это, пожалуй, лишь отчасти. Гробницу назвали Мавзолеем по имени царя и так стали именовать всякое величественное погребальное сооружение. Сам Мавсол был повелителем Карии, входившей в Персидскую империю в IV веке до нашей эры. Женился на своей сестре Артемисии. Она и завершила уже после его смерти строительство мавзолея в Галикарнасе, столице царства. При этом определила и для себя почетное место в этом сооружении.
Это было трехъярусное здание 50-метровой высоты. Венчала его мраморная скульптура, изображавшая Мавсола и Артемисию в колеснице. Нижний этаж поддерживался 15 колоннами, здесь помещался гигантский заупокойный храм площадью в 5000 квадратных метров. Гробницу окружали статуи львов и скачущих всадников. Выдающиеся архитекторы и скульпторы украсили сооружение многими прекрасными работами. В основании здания хранился в золотых урнах пепел царственной четы.
Мавзолей в Галикарнасе просуществовал до XV века. Землетрясение повредило гробницу, а вслед за этим рыцари-иоанниты разобрали сооружение для того, чтобы построить себе каменный монастырь. В XIX веке археологи откопали остатки мавзолея, в том числе статуи Мавсола и Артемисии, другие украшения, которые хранятся теперь в Британском музее.
Колосс Родосский возвышался на острове Родос в Эгейском море. Необычна история его появления. В конце IV века до нашей эры на Родос напали войска полководца Деметрия. Штурм удалось отбить. Деметрий с войсками бежал, оставив на берегу гелеополиду - супероружие того времени. Это была огромная осадная башня с таранами, перекидным мостом, катапультами, площадками для десанта. Она приводилась в движение несколькими тысячами воинов. Островитяне продали чудо-оружие за огромные деньги и построили на них чудо-статую - самую большую в мире. Скульптор Харес изваял покровителя солнца Гелиоса из бронзы. Разные авторы называют различную высоту Колосса - от 33 до 50 метров. Видевший ее Плиний Старший сообщает, что редкий человек мог обхватить руками палец статуи. Она сооружалась 12 лет, а простояла меньше полувека. Во время землетрясения Колосс рухнул, переломившись на уровне колен.
Александрийский маяк был, пожалуй, самым функциональным "чудом света". Его соорудили для обеспечения безопасного судоходства и обзора морского пространства на оживленном участке Средиземноморья. Маленький остров Форос близ берегов Александрии стал строительной площадкой для этого выдающегося во всех отношениях сооружения. На мощном каменном основании возвышались одна над другой три мраморные башни. На верхней - в огромной бронзовой чаше тлел древесный уголь, свет которого с помощью сложной системы металлических зеркал распространялся более чем на сто миль. Общая высота маяка составляла около 120 метров. Чтобы поддерживать пламя, на самый верх поднимали топливо по спиральному пандусу на повозках, запряженных мулами. Александрийский маяк простоял около 1500 лет и был разрушен землетрясением.
Но если список семи чудес света можно считать закрытым, то время от времени появляются кандидаты на звание "восьмого чуда света". Таковыми называли, например, и туннель под Ла-Маншем, и Оперный театр в Сиднее, и Асуанскую плотину, и Космический центр Кеннеди...
Составляются и некоторые региональные семерки чудес. Так, в Великобритании с этой целью недавно был проведен опрос более двух с половиной тысяч граждан, проживающих в различных районах страны. В результате определили семерку самых знаменитых достопримечательностей Великобритании. Первое место в рейтинге заняли здание британского парламента и часовая башня Биг Бен. Кроме того, лауреатами стали Стоунхедж, Виндзорский замок, оранжерея "Райский сад", Кафедральный собор в Йорке, Стена императора Адриана и колесо обозрения "Глаз Лондона".
А что же Россия? Разве нет в нашем Отечестве великолепных рукотворных чудес?
И кому же если не журналистам и читателям нашей "семерки", как частенько называют еженедельный выпуск газеты "Труд-7", взяться за создание российской семерки чудес?
Приглашаем принять участие в этом деле всех желающих. Вспомним, осмотримся, поищем! Принимаем на конкурс "Семь чудес России" ваши заявки, обоснования, короткие представления. Это могут быть рассказы и о каких-то забавных "чудесах", и о серьезных достижениях. К участию в конкурсе мы пригласили экспертов из разных сфер жизни. По результатам этой акции и будет составлен список российских чудес.