ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?

Георгий КАПРАЛОВ, доктор искусствоведения:
- Естественно, что сериал "Есенин", вызвавший,

Георгий КАПРАЛОВ, доктор искусствоведения:
- Естественно, что сериал "Есенин", вызвавший, едва начавшись, водопад критики, привлек особое внимание и к двум документальным фильмам "Дети Есенина" и "Сергей Есенин", показанным в конце минувшей недели по Первому каналу. Эти фильмы дали не только обстоятельную картину некоторых подробностей биографии поэта, но и стали как бы своеобразным комментарием к игровому сериалу.
Первый из них заставил меня вспомнить старую, мудрую мысль: гений оставляет потомкам все, что создано его творчеством, а его личные слабости пусть остаются с ним. Что касается второго фильма, то проведенный в нем документированный анализ событий последних дней пребывания поэта в Ленинграде логично приводит к выводу об убийстве. И разве могло быть иначе, коль скоро фильм был показан вслед за сериалом с тем же выводом и на том же канале?..
Поистине восхитил, иначе не скажешь, Леонид Парфенов своим фильмом "Люся", также показанным на Первом. Это, на мой взгляд, шедевр актерского портрета, созданный талантливым телеведущим об уникальной актрисе Людмиле Гурченко.
Виктор Ерофеев предложил участникам своего ток-шоу "Апокриф", как говорится, "обмозговать" новое издание книги о фантастических приключениях барона Мюнхгаузена. Интереснейший разговор обернулся использованием таких понятий, как правда, истина, ложь, их роль в человеческих судьбах и истории.
Следом за "Апокрифом" на том же канале "Культура" начались "Секретные проекты", в частности, об экспедиции "Челюскина" еще в 1934 году. Боже! В моем детском дневнике есть подробнейшая запись одного из участников этой научной экспедиции. Как мы гордились триумфом советской науки! И вот я узнаю страшную правду: об истинной секретной цели этой экспедиции, организованной НКВД. Но ни мы, дети, ни наши учителя, да и весь народ ничего тогда не знал. Понадобилось семьдесят лет, чтобы обнажилась ложь и открылась правда.
Юрий БОГОМОЛОВ, телевизионный критик:
- Первый канал, еще не закончив показ беллетристического "Есенина" с попыткой опровергнуть официальную версию кончины поэта, потребовал эксгумации его тела в документальной ленте "Сергей Есенин". Это было бы смешно, если б не было так противно. Это работа на публику, состоящую из простачков и тех, кто очень хотел бы в это поверить. Ну, конечно, ОГПУ - большая бяка. И Троцкий - ужасный человек. Но зачем наводить тень на плетень, даже если последний ни к черту не годится. Есть такая практика в милиции: вешать "висяки" на тех, кто уже преступил закон. Что-то вроде этого мы и наблюдаем на Первом канале.
Все аргументы авторов так называемой документальной картины основываются на предположении: а не убийство ли это? Такое предположение, кстати, - расхожий мотив детективной литературы, где пружиной интриги является самоубийство. То, что рассказано в фильме, - чистая беллетристика. До этого самой большой слабостью адептов версии преднамеренного убийства считалось отсутствие мотива преступления со стороны чекистов. Авторы его придумали: некая телеграмма, разоблачающая Зиновьева. Из-за нее якобы и шлепнули русского поэта, имитировав его самоповешение.
Ларчик, как всегда, открывается проще, чем запирается. Уже после того как известный человек ушел из жизни, начинаются танцы с его смертью.
Дело в том, что смерть на продажу - нынче один из самых высокодоходных жанров в медиапространстве. Недавний фильм "Наталья Гундарева. Королева красоты" это наглядно подтвердил. Сам фильм - пустой как барабан. И, как барабан, громкий, поскольку в нем есть досужие разговоры о том, как актриса загубила себя пластикой и диетами.
А теперь вспомним, как стригли рейтинги в эфире того же канала на трагических обстоятельствах смерти Инны Ульяновой, Андрея Миронова, Василия Шукшина...
Кто следующий? Владимир Маяковский?.. Грифы замерли в ожидании заказа.
Савва ЯМЩИКОВ, художник-реставратор:
- Гражданственность и профессионализм тележурналиста Аркадия Мамонтова когда-то проявились в его репортажах с места гибели "Курска". На фоне истерии других обозревателей (а один телетрепач даже назвал свои посиделки по поводу страшного происшествия "удачей"!) Мамонтов выглядел объективным и мужественным. Восхитило меня и его бесстрашное расследование наркопреступлений. Понимающего собеседника нашел я в Аркадии, готовя вместе с ним программу об уничтожении западными вандалами сербских святынь в Косово.
Мамонтовский репортаж из Троице-Сергиевой лавры, сделанный к годовщине освобождения России от смутьянов, сделан руками заботливыми и чуткими. Автор избежал кликушества, которым сильно грешат идеологи атеизма, бия нынче лбами о церковные полы. Мамонтов показал красоту и величие главной русской обители, доходчиво поведал о подвиге Преподобного Сергия Радонежского. В краткие минуты эфирного времени увидели мы просветленные лица прихожан, познакомились со строгим уставом монастырской жизни, побывали в высшем православном образовательном центре - Духовной академии. Показывая ее реликвии, автор остановил внимание на неброском экспонате - картине замечательного русского художника Михаила Нестерова, изобразившего явление Преподобного Сергия и его сподвижников монахам, защищавшим лавру от незваных гостей. Написанное в 1932 (!) году полотно стоит всех беспомощных исторических холстов, которыми нас потчуют нынешние "ревнители" веры. Канал "Россия" значимо и достойно отметил праздник освобождения России 4 ноября 1612 года...