НЕИЗВЕСТНЫЙ СОЛЖЕНИЦЫН

В ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная началу выхода 30-томного собрания

В ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная началу выхода 30-томного собрания сочинений А.И. Солженицына. Первое собрание в 20 томах выходило с конца 1970-х в Париже, по признанию самого писателя, "скромным эмигрантским тиражом": на родине Солженицын был под запретом. Нынешнее издание гораздо объемнее, оно включает как уже изданные, так и не публиковавшиеся произведения.
Например, из "Литературной коллекции" ранее была напечатана примерно одна шестая часть, а "Очерки возвратных лет" или "Дневник Р-17", который Александр Исаевич вел во время работы над эпопеей "Красное Колесо", не видел никто. Да и многие хорошо знакомые читателю солженицынские труды предстанут во всей точности и полноте. Так, в "Архипелаге ГУЛАГЕ" будут расшифрованы инициалы всех "засекреченных" персонажей (в свое время это было вызвано соображениями безопасности для их носителей).
Генеральный директор издательства "Время" Борис Пастернак представил собравшимся три тома - первый (рассказы и крохотки), седьмой и восьмой (оба составляют первый "узел" "Красного Колеса" - "Август Четырнадцатого"). Такая "путаница в цифрах" объясняется волей самого автора: он хотел видеть изданным сначала именно "Красное Колесо", которое считает главным своим произведением. Редактор-составитель Собрания Наталия Дмитриевна Солженицына рассказала, что накануне пресс-конференции Александр Исаевич напомнил, что 18 ноября исполняется ровно 70 лет замыслу романа-эпопеи. Именно в этот день 18-летний студент Солженицын, идя в Ростове по бульвару, был пронзен мыслью, что будет писать роман о русской революции.
- Публику убедили, что "Красное Колесо" - текст якобы сложный, и у меня как у специалиста-филолога всегда возникает желание сказать: "Это не так!" - рассказал критик и литературовед Андрей Немзер, автор сопроводительных статей к эпопее. - Моя цель - чтобы как можно больше читателей ощутили красоту повествования, без которой Солженицын не был бы Солженицыным.
Был показан фрагмент интервью Александра Исаевича, в котором он, в частности, сказал о том, что писатель свободен в творческих поисках, но ответственность перед Богом и человечеством лежит на нем всегда.