Не пощадили и своих: Charlie Hebdo дважды высмеял жертв парижских терактов

Анонсируя изображения погибших парижан в виде изрешеченных пулями выпивох и призраков с батонами, главред пообещал снабдить их надписью: «Наконец-то французское порно!» 

Одна из авторов французского сатирического еженедельника Charlie Hebdo анонсировала выход нового номера с карикатурой, посвященной терактам в Париже. Художница, работающая под псевдонимом Сосо, опубликовала обложку очередного журнала в своем «твиттере».

На рисунке изображен танцующий человек с бокалом шампанского. На его теле – несколько сквозных ранений от пуль, из которых выливаются потоки вина. Подпись под карикатурой гласит: «У них есть оружие. Да пошли они, у нас есть шампанское!».

Днем ранее главный редактор Charlie Hebdo Жерар Бияр презентовал другую карикатуру, посвященную парижским террористическим атакам. Она была размещена на сайте издания по соседству с выражением соболезнования семьям погибших. На рисунке запечатлены парящие в воздухе привидения в белых простынях, которые, если судить по беретам, усам и багетам под мышкой, изображают покойных французов. Картинка подписана фразой: «Французы возвращаются к нормальной жизни».

«Наконец-то французское порно!»

Три дня назад, 14 ноября, «РСН» опубликовала комментарий председателя Гильдии карикатуристов Медиасоюза России Андрея Рыжова отноительно политики скандального парижского еженедельника в свете событий страшной пятницы. «Если Charlie Hebdo сейчас попробуют высмеять эти теракты, то парижане вытащат из музеев гильотины и используют их по назначению», — высказал свое мнение художник.

По мнению Рыжова, российские карикатуристы никогда не позволили бы себе ничего подобного. «У наших художников даже мыслей таких не возникнет, - отметил он. – Нормальный человек по такому поводу карикатуры не нарисует, а того, кто нарисует, надо отправить туда, куда и этих террористов», — сказал он.

Примечательно, что сама редакция «Шарли» изначально выступила с осуждением парижских терактов: 14 ноября руководство журнала опубликовало заявление, где говорилось, что команда еженедельника выражает возмущение действиями террористов как «насилием, служащим тоталитарной исламистской идеологии, единственной целью которой является разрушение ценностей демократии и республики», - а также выражает поддержку людям, потерявшим близких, и разделяет с ними их горе.

Однако вскоре после этого главный редактор «Шарли» Жерар Бияр заявил, что еженедельник, для которого провокационные карикатуры в принципе являются специализацией и основой деятельности, не собирается делать исключение для темы парижских терактов и обходить их молчанием. Появление карикатур, посвященных терактам, должно повысить тираж издания, - подчеркнул он. Также Бияр сообщил, что упомянутые карикатуры планируется поместить под заголовком «Наконец-то французское порно!». Обозреватели тут же вспомнили, что две недели назад журнал публиковал сатирические рисунки на тему крушения российского самолета А321 на Синае, снабдив их подписью «Наконец-то порно!».

«Им наплевать на всех, в том числе и на французов»

Заместитель директора Российского института стратегических исследований, политолог Михаил Смолин, комментируя очередной поступок редакции еженедельника, заявил: «Они, как художники-сатирики, заигрались в сатирический журнал, который комментирует все и вся. Как-то главный редактор сформулировал, что журнал является атеистическим, поэтому там не обращают внимания на религиозные чувства ни христиан, ни мусульман. Думаю, что эта позиция журнала говорит о низком уровне морального подхода к любой трагедии. Им, видимо, в принципе наплевать не только на неграждан Франции, но, собственно, и на самих французов».

Тем не менее, подчеркнул аналитик, сатирическое изображение парижских событий, в отличие от других тематических рисунков «Шарли», не носит радикально-оскорбительного тона. Скорее это карикатуры «легкого жанра». Причина такого подхода лежит не только в сочувствии к «своим» и более безжалостным отношением к «чужим», - убежден Смолин. По мнению политолога, дело еще и в материальном факторе, в обычном для коммерсантов чувстве выгоды.

Charlie Hebdo очень ценит возможность поднять свои рейтинги и продажи; при этом «французы являются подписчиками этого журнала, а россияне нет, - подчеркнул политолог. – У нас этот журнал, слава богу, не распространяется, и вряд ли бы он здесь нашел каких-то подписчиков. А то, что они собирают деньги с французов, дает им какое-то основание относиться к ним более мягко, чем к россиянам», - полагает Смолин.

Сам редактор «Шарли» Жерар Бияр, комментируя обвинения в кощунстве со стороны Кремля после публикации карикатур на тему катастрофы А321, заявил: «Я этого просто не понимаю. Мы – светская, демократическая и атеистическая газета. Понятие кощунства не имеет для нас никакого значения. Мы комментируем новости, как и все другие издания».