ЖЕСТКОСТЬ - ТОЛЬКО ПО ЗАКОНУ

- Борис Вячеславович, недавно из Подмосковья была депортирована группа нелегальных мигрантов из

- Борис Вячеславович, недавно из Подмосковья была депортирована группа нелегальных мигрантов из Таджикистана. Можно ли считать, что эта акция открывает "новый этап" в решении проблем нелегальной миграции?
- Депортация группы таджикских нелегальных мигрантов была воспринята некоторыми как некая показательная акция на фоне введения миграционных карт. Это неверно, потому что никаких конкретных адресов - таджик, киргиз, узбек, украинец - никто никогда не называл и никаких "плановых показателей" в этой области не было, нет и не будет. Всего за 2001 год и первую половину 2002 года с территории России было депортировано более 30 тысяч граждан государств дальнего и ближнего зарубежья, из них 4 тысячи под конвоем. Но почему-то именно эти 70-100 таджиков оказались в центре внимания средств массовой информации, которые при этом увязали данную депортацию с моей официальной поездкой в Таджикистан. Мне представляется, что здесь имела место некая информация и наших друзей по СНГ, и жителей России. Возможно, и чье-то желание остудить наши сердечные отношения с Таджикистаном. Несомненно, в рамках действующих законов мы будем в полном объеме использовать институт депортации, а также выдворения из страны по судебному решению. Но никому никаких "предпочтений" оказываться не будет. Толковых, трудолюбивых и честных работников из Таджикистана, приезжающих к нам в установленном порядке, никто депортировать не собирается, так же, впрочем, как и специалистов из Молдавии или Украины.
- В последнее время аналитики все чаще связывают некоторые аспекты нелегальной миграции с терроризмом. Правомерна ли, на ваш взгляд, такая увязка?
- Если исходить из российской специфики, то эти проблемы, безусловно, взаимосвязаны. Криминальные составляющие всегда сходятся и образуют уголовную субкультуру, которая порождает рекрутов для идеологов терроризма, маскирующих свою истинную деятельность разного рода "справедливыми" лозунгами. Ведь по-человечески можно понять состояние нелегала, который отчаянно стремится избавиться от нищеты и пробиться в более благополучный мир. И когда нелегальный транзит пресекается, то у него возникает реакция протеста - от глухого раздражения до истерического сопротивления. Подобный мигрант, согласитесь, легко может попасть под влияние идеологов экстремизма. Речь идет об организации нелегальных миграционных транзитов, наркотрафике, стремлении некоторых наших "гостей" с уголовным прошлым раствориться в массовом миграционном потоке. Мы сталкиваемся с этим все чаще, и МВД в области борьбы с нелегальной миграцией действует все более наступательно. Так, совсем недавно в Брянской области были задержаны два десятка граждан Индии, которые пытались перейти границу с сопредельным государством. Они преодолели гигантское расстояние, а "споткнулись" в России...
- Как в Министерстве внутренних дел расценивают нынешние тенденции в формировании российского миграционного законодательства?
- Россия несколько запоздала в этой области, однако быстро наверстывает упущенное, и 2002 год стал здесь поворотным. В течение всего 2-3 месяцев такой базовый документ, как Закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" был подкреплен почти 20 постановлениями и распоряжениями правительства, которые конкретизируют механизм его применения. Полагаю, что готовящийся закон о въезде и выезде на какой-то период "замкнет" эту законодательно-нормативную цепочку, которая позволит всем структурам власти работать согласованно. Ну и, конечно, мы надеемся, что будут пересмотрены некоторые устаревшие положения Административного и Уголовного кодексов.
- Как можно оценить технические возможности российской Федеральной миграционной службы?
- Технические возможности сегодняшней ФМС пока недостаточно соответствуют задачам, которые она призвана решать. В частности, жизненно необходимо создание новых постов иммиграционного контроля и центрального банка данных по учету мигрантов. В этой связи в середине ноября было подписано распоряжение правительства о создании центрального банка данных по учету проживающих в России иностранных граждан и лиц без гражданства. В работе над этой стратегически важной информационной системой будут наряду с МВД участвовать МИД, ФСБ, ФПС, ФАПСИ, но ответственность за создание и ведение банка данных будет нести именно Министерство внутренних дел.
- Похоже, что МВД в последнее время все более жестко борется с нелегальной миграцией. Так ли это?
- Что касается "жесткости", то я предпочел бы несколько иное выражение - жесткое следование закону. Усилия Министерства внутренних дел в этой области двояки: с одной стороны, мы участвуем в формировании нового российского законодательства, с другой - обеспечиваем его практическое выполнение. Участвуя в становлении нового правового пространства в области миграции, мы учитываем рекомендации общественных, правозащитных и международных институтов. А вот исполнение закона подразделениями милиции, несомненно, требует твердости. К слову: если сравнить новации в области миграционных законов в Европе с нашими, то станет вполне очевидным, что российские корректировки носят предельно гуманный характер.