ЧЕМОДАН СТАРЫХ ПИСЕМ

К годовщине смерти Виктора Астафьева в Иркутске выпущена книга "Крест бесконечный. Письма из глубины России". Это переписка Виктора Петровича с критиком Валентином Курбатовым, продолжавшаяся в течение 28 лет. В "Труде" ранее печатались фрагменты книги.

Автор послесловия Лев Аннинский приводит слова "гениального лукавца" Василия Розанова, который в свое время заметил, что "дороже всех литературных достижений", с его точки зрения, - чемодан старых писем. В его время это казалось вызывающим парадоксом. В наше время это неопровержимый факт словесности.
В письмах речь идет о делах литературных и житейских, о судьбе культуры и страны, о "годах глухих" и потрясениях последних десятилетий ушедшего века. Отношения прозаика и критика не были простыми: их споры порой заканчивались ссорами, например, по поводу "Печального детектива". Но ни тогда, ни потом до разрыва дело, слава Богу, не доходило - иначе не было бы этой книги. Книги, где по слову Аннинского, "два "русских мальчика" ведут "русский спор", вечный, как сама Россия. Врачуют души, снимая друг с друга висящие в воздухе анафемы. Ищут опоры. Желание-то все то же: найти что-то прочное, твердое в хлябающем пространстве. Астафьев упирается в отрицание: в твердокаменную ненависть к большевикам-коммунистам, они же коммуно-фашисты. Курбатов возводит очи к тверди небесной".
Последнюю прижизненную книгу Астафьева оформлял художник Сергей Элоян. Его рисунки очень нравились Виктору Петровичу. Элоян иллюстрировал и "Крест бесконечный". Его художественное решение книги, основанное на использовании почтовой символики, отличают оригинальность и вкус.
Недавно в помещении Ассоциации книгоиздателей России прошла презентация книги. Вел ее Лев Аннинский. Издатель, составитель тома и автор предисловия Геннадий Сапронов (кстати, ранее выпустивший несколько сборников Астафьева, в том числе и последний прижизненный - "Пролетный гусь") сказал, что "Крест бесконечный" - "может быть, последний русский эпистолярный роман о многолетней дружбе без преувеличения двух великих тружеников отечественной культуры, написанный движением сердца каждого". Валентин Курбатов не скрыл своей тревоги по поводу того, как будет воспринята книга: письма писались на изломе времени, "злоба дня" еще не остыла, оценки многих событий и фигур резки, нелицеприятны... И, может быть, поэтому критик не сразу решился на издание переписки. О том, как создавалась книга, рассказала ее редактор Агнесса Гремицкая, многие годы работавшая с Астафьевым.
В выступлениях искусствоведа-реставратора Саввы Ямщикова, главного редактора журнала "Знамя" критика Сергея Чупринина, руководителя "Новой оперы" дирижера Евгения Колобова, директора издательского дома "Российская гуманитарная книга" Михаила Ненашева и других одно отмечалось единодушно: новая книга - интереснейший документ времени, достойная дань памяти замечательного писателя.