06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ДОРОГИ БЕЗ ДУРАКОВ

Кочук Геннадий
Опубликовано 01:01 17 Декабря 2003г.
Реализация программы "Транспортная стратегия Российской Федерации", по оценкам Минтранса, требует до 20 млрд. долларов инвестиций в год. Заявивший об этом заместитель главы ведомства Борис Новосельцев считает в этой связи, что инвестиционную программу проекта подъема транспортного комплекса страны до 2025 года, рассчитанную рабочей группой Госсовета России, необходимо "как минимум удвоить".

Как известно, действующая федеральная транспортная программа рассчитана на два этапа. На первом - до 2005 года - все силы будут брошены на устранение "узких" мест с использованием существующих мощностей. На втором - до 2010 года - предусмотрено обеспечить ускоренное развитие транспортной системы. На решение этой задачи планировалось потратить 4,6 млрд. рублей.
Теперь, с учетом поставленной президентом задачи удвоить к 2010 году ВВП России, Госсовет пересмотрел транспортную стратегию в сторону ее динамизации. Владимир Путин на заседании подчеркнул, что надежная и эффективная работа транспортного комплекса обеспечивает территориальное и экономическое единство страны, развитие и углубление межрегиональных связей, формирование полноценного внутреннего рынка и рациональное освоение наших природных богатств.
Созданная в рамках Госсовета специальная рабочая группа должна будет уже 18 декабря представить на его заседании транспортную стратегию России, рассчитанную до 2025 года. Об этом заявил на днях министр транспорта РФ Сергей Франк, выступая в Кремле на конференции по транспортной стратегии России. По его словам, этот документ будет оказывать влияние на бюджет 2005 года. В стратегии, отметил он, основной упор сделан на партнерство государства и частного бизнеса. Сегодня вопрос о роли государства в развитии транспортной системы является одним из центральных. Это подтвердил на конференции и зампред правительства Владимир Яковлев. По его мнению, прежде всего необходимо развивать инфраструктуру всех видов транспорта.
Тут мы сильно отстаем от развитых стран мира. Так, по длине железнодорожных магистралей американцы нас превосходят в 2,3 раза. По плотности железных дорог мы занимаем 12-е место в мире. Притом эта отрасль не самая отстающая в транспортном комплексе: автомобильных дорог у нас меньше, чем за океаном, в 6 раз. Дорог у нас мало, а существующие не всегда язык поворачивается назвать таковыми. 32 тысячи населенных пунктов и почти 12 млн. россиян, по сути, отрезаны от Центральной России. Экономические потери от российского бездорожья вряд ли кто в состоянии подсчитать. Так что поднимать "за дешево" транспортный комплекс не получится.
В этой связи недавний визит президента в Коломну, где у нас строят тепловозы, еще раз показал актуальность решения транспортной проблемы. Тем более что локомотивный парк РЖД ежегодно пополняется всего четырьмя десятками новых машин, в то время как на магистралях все еще бегают отслужившие свой век полторы тысячи чешских тепловозов. Если в ближайшие годы подмосковным машиностроителям не подбросят денег, то дорогу с трудом можно будет называть "железной".
Транспортная стратегия предусматривает развитие контейнерного бизнеса, сети терминалов. В первую очередь будут расширены и сооружены новые терминалы в морских портах Санкт-Петербурга, Новороссийска, Астрахани, Калининграда.
Не менее драматична ситуация с гражданской и транспортной авиацией. Известно, что большинство отечественных самолетов уже не пускают в заграничное небо. А те, что еще бороздят мировое пространство, скоро потеряют это право из-за шумности двигателей. Крупные компании вынуждены выкручиваться на рынке перевозок за счет покупки и лизинга американских и европейских лайнеров. В то же время свои новые машины стоят в ангарах авиазаводов. Попытка поднять отрасль за счет организации лизинга пока не приносит успеха. Авиакомпании жалуются, что наши машины несовершенные и дорогие, а заводы - на то, что иностранцы демпингуют, предлагая перевозчикам дешевый лизинг простаивающих на земле аэробусов.
В основе всех наших бед и проблем - недостача денег. Авторы транспортной стратегии посчитали, что она обойдется России в 600 млрд. рублей ежегодно. Таких ресурсов, понятное дело, в казне нет. Все, что может потянуть бюджет, - это более 120 млрд. рублей. А по оценкам рабочей группы Госсовета, на реализацию приоритетных проектов в дорожном строительстве требуется не менее 1 трлн. инвестиционных рублей.
В проекте стратегии говорится, что эти деньги пойдут на финансирование 24 крупных проектов во всех отраслях транспортного комплекса. Самым масштабным обещает стать строительство автодорог протяженностью 1,5 млн. километров, что в два раза превышает длину ныне существующих. Любопытно, что большинство объектов приходится на так называемую северную глубинку. В их числе автомагистрали "Колыма", "Лена", Салехард - Новый Уренгой - Сургут, Якутск - Вилюй - Мирный - граница Иркутской области.
В Минтрансе заявляют, что в значительной степени финансирование проектов будет идти через внебюджетные фонды. Другим источником финансирования программы станет взимание топливного акциза и транспортного налога, а также внутренние и внешние заимствования. На эти цели впервые в бюджет 2004 года заложена возможность выпуска облигаций под госгарантии на 3 млрд. рублей. Еще одним источником финансирования дорожной стратегии назван отказ государства от существующих льгот на проезд в транспорте. Вместо льготных билетов социально незащищенные категории граждан получат денежные компенсации.
К сожалению, в России продолжает оставаться актуальной (и последний теракт в Ставрополье это тоже подтверждает) проблема безопасности работы транспорта. Не случайно руководители восьми ведущих государств не так давно обсуждали в Канаскисе (Мексика) эту проблему. Остро озабочен ею и российский Совбез. Есть надежда, что в будущем году в России будет принят закон о транспортной безопасности.
Сверстанный в основном проект программы будет рассмотрен на заседании правительства 18 декабря. Если все в Белом доме пройдет гладко, то документ поступит в Минтранс и другие заинтересованные ведомства для корректировки "Федеральной программы модернизации транспортного комплекса" с учетом положений транспортной стратегии.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников