ДИАЛОГ С ТЕМИ, КТО ХОЧЕТ СЛУШАТЬ

Как чеченец, тщательно отслеживающий ситуацию в моей родной республике и, как принято говорить, вокруг нее, не могу не обращать внимание на международные аспекты, связанные в том числе с освещением за рубежом происходящих событий и оценками путей дальнейшей стабилизации положения. В этой связи хотелось бы поделиться некоторыми наблюдениями.

За исключением периода президентской гонки в республике, в последние месяцы, на сколько могу судить, интерес западных СМИ к чеченской тематике явно затухает. Но непростые процессы в Чечне продолжают рассматриваться преимущественно в негативных тонах.
Видно, что происходит заметная активизация ряда неправительственных организаций и зарубежных критиков политики федерального центра для реанимирования интереса западной общественности к "необходимости урегулирования конфликта в Чечне". Речь идет о проведении разного рода симпозиумов и конференций, принятии призывов к международным организациям и т.п. На первый план выдвигаются уже не только лозунги "возрождения независимости", но и требования "условной независимости", т.е. образования международного протектората с введением управления "временной международной администрации" и участии "международных сил" вместе с выводом федеральных войск из республики...
Очевидно, что в том или ином виде чеченская тематика сохранится в международной повестке дня и останется определенной проблемой для российской внешней политики. Дополнительным подтверждением представляется постоянное возвращение к ней на уровне Совета Европы. Не исключаю, что под различными предлогами возможны рецидивы шумных антироссийских кампаний "на чеченском направлении". Во всяком случае, пока ситуация в республике в достаточной степени не стабилизируется.
В связи с этим считаю актуальным постоянно (и активнее) работать с международным сообществом по разъяснению реальных процессов и проблем в Чеченской республике, вести диалог с теми, кто действительно хочет слушать и быть услышанным. При этом главным условием такого взаимодействия мне видится как минимум четкое признание того, что Чеченская республика находится в конституционном поле России и является неотъемлемой частью Российской Федерации.
После референдума стала окончательно ясна позиция подавляющего большинства населения республики, которое высказалось за сохранение Чечни в составе России. Чтобы там ни говорили, но его результаты в принципе приняты международным сообществом. Кстати, согласно проведенному в октябре фондом "Общественное мнение" опросу россиян, только 2% считали, что республике надо дать независимость. Это реалии, с которыми рано или поздно придется считаться и тем, кто все еще призывает к "возвращению независимости" или к "условной независимости". Но и нам, в свою очередь, не гоже отмалчиваться.
Может быть, снова вспомнить, что дала независимость де-факто самой Чечне? В этой связи отмечу, что, согласно экспертной оценке социологического центра "Валидата", который провел несколько опросов общественного мнения в самой республике, среди основных мотивов поддержки сохранения Чечни в составе Российской Федерации были и такие, как отрицательный результат попыток самостоятельно, без России решать острые социальные проблемы.
Может быть, стоит чаще напоминать и о том, что дала чеченская "независимость" и самой России: Дагестан, заложники, немалые экономические издержки из-за того, что республика превратилась в своего рода "черную дыру". Например, известно, что только в 1991-1994 гг. в распоряжении руководителей Ичкерии находились десятки миллионов тонн нефти, преимущественно из России, а также нефтепродуктов, средства от реализации которых ушли "в неизвестном направлении".
Оставляя раз и навсегда тему независимости за рамками серьезного разговора, в диалоге с Западом, государства которого признают Чечню частью России, а события в республике - внутренним делом Российской Федерации, наиболее трудными следует признать вопросы сегодняшнего дня и перспективы нормализации обстановки. С одной стороны, повторюсь, недостаточно активно, по-моему, проводится работа по информированию о реальных подвижках в налаживании мирной жизни, а с другой - существует значительный клубок проблем, часть из которых резонно поднимается и западным общественным мнением. И от того, как эти проблемы решаются и как эти усилия доводятся до зарубежного адресата, в значительной степени зависит настрой западного сообщества.
При этом прекрасно понимаю, что за выбором тем или комментариями проблем в западных СМИ могут стоять не только озабоченности, скажем, положением дел с правами человека, но и определенные интересы.
Но не следует, конечно, требовать спокойно, молчаливо смотреть на существующие действительные трудности. К такого рода проблемам, которые поднимаются на Западе, относятся прежде всего обеспечение законности и прав человека, развитие внутричеченского диалога, взаимопонимание общества и власти, беженцы, экономические тяготы и т.д. В этом перечне для нас нет ничего нового: эти же проблемы обсуждаются в отечественных СМИ. И никто их не знает лучше нас самих.
В комментариях зарубежных СМИ часто утверждается о "тупиковой" ситуации в республике. При этом, насколько понимаю, речь идет в основном о налаживании "диалога между противоборствующими сторонами". Но у нас есть позиция, высказанная президентом России: "Мы и дальше будем расширять базу политического взаимодействия со всеми теми, кто хочет нормального развития Чечни, вне зависимости от их политических взглядов. Но, конечно, мы не будем разговаривать с террористами".
Позиция, по-моему, четкая и ясная. От ее успешной реализации во многом будут зависеть темпы нормализации обстановки, как и степень озабоченности Запада ситуацией в Чеченской республике.
В свою очередь, процессы налаживания мирной жизни и адекватное понимание их на Западе помогут перевести направления диалога на прагматические рельсы. Конкретно имею в виду не только вопросы расширения гуманитарной помощи, но и содействие в экономической сфере, в том числе, скажем, в развитии малого и среднего бизнеса и т.д.