ЖИТЬ В МОСКВЕ И ОСТАТЬСЯ ЗДОРОВЫМ - ЗАДАЧА НЕПРОСТАЯ

Скученность людей, бешеный ритм жизни, постоянные стрессы, загазованность воздуха... Московское здравоохранение старается достойно противостоять множеству проблем. В конце года столичные медики проводят ассамблею "Здоровье столицы". Ее цель - подведение итогов, обмен опытом, обсуждение самых острых вопросов. Накануне этого мероприятия я встретилась с главным психотерапевтом столицы Юрием БОЙКО. Как он и его коллеги помогают жителям столицы справиться с растущими психологическими перегрузками? Какие изменения происходят в работе всей психотерапевтической службы?

- Вы знаете, наверное, что до 1991 года психотерапевтическая помощь в основном была сконцентрирована в системе психоневрологических диспансеров, - начал мой собеседник.
- Знаю. И прекрасно помню, что все мы с некоторой опаской обходили их стороной. Приходилось, правда, заглядывать в эти учреждения за справкой: "Гражданка Н. на учете не состоит".
- Так и было. Но в 1991 году принято решение об организации в Москве городской психотерапевтической поликлиники. И с этого момента наши врачи стали активно влиять на психологическое состояние общества. За пять лет число обращений в поликлинику выросло в десять раз - нам поверили! Вполне закономерно, что "пики" нагрузки на психотерапевтов пришлись на самые напряженные месяцы 1993 года и период после дефолта 1998-го. В последние годы к нам обращаются десятки тысяч людей в год.
- Каких пациентов больше всего?
- Людей, которые не могут сами справиться со стрессами, нестабильностью, неуверенностью в завтрашнем дне. В результате человек плохо спит, быстро устает, его мучают головные боли, появляется напряжение в семье и на работе.
- Такой пациент приходит к вам сам или по направлению?
- По-разному. Часто больной обращается просто к терапевту или неврологу. Мы поняли это, стали активно обучать врачей общего профиля, и они направляют людей в нашу поликлинику. Самое важное, что люди привыкают к мысли: обратиться к нам за помощью - это совершенно нормально. Практически у каждого, у ста процентов людей бывают невротические реакции. И если с этим трудно справиться, надо обратиться к специалисту. Казалось бы, так просто, но понадобились годы, чтобы преодолеть боязнь обращаться к психотерапевту. Хотя "психо" в переводе с греческого - это "душа". И то, что она иногда болит, - нормально.
К началу 2003 года в Москве было организовано 172 кабинета психотерапевтической и медико-психологической помощи. Причем большая часть - 65 процентов - находится в обычных поликлиниках и больницах. В Москве 300-400 психологов и психотерапевтов, психологи постоянно работают во многих школах. А наша городская поликлиника - вообще единственное подобное учреждение во всей России.
- В чем его уникальность?
- В мире существует от 300 до 500 разных психотерапевтических методик, в Москве применяется примерно 100. Это огромный арсенал средств. Но он эффективен, только когда психотерапевт работает в команде с другими врачами. Сильные психические нагрузки могут вызывать нарушение любой системы организма, например дыхательной или иммунной, это так называемые психосоматические расстройства. Заявлять, что их можно вылечить только словом - мягко говоря, преувеличение. А поэтому в нашей поликлинике работает множество специалистов: хирург, гинеколог, даже стоматолог. Например, женщина жалуется на вспыльчивость, постоянную тревогу. А суть, оказывается, в том, что у нее больная щитовидная железа, нужна помощь эндокринолога.
- В последнее время в столице не раз случались трагедии, связанные с терроризмом...
- За эти годы накоплен огромный опыт работы в зонах чрезвычайной ситуации. Вспомним "Норд-Ост" - там одновременно оказывали помощь около 100 московских психотерапевтов и психологов. Потом были еще события в Тушине, пожар в РУДН. В связи с этим возникла необходимость организовать специальное отделение по оказанию экстренной помощи в таких ситуациях и последующей работе с пострадавшими.
- Как действует механизм срочной мобилизации врачей?
- В Москве есть центр экстренной медицины. Вся информация поступает туда. И при необходимости в течение часа наши специалисты оказываются на месте происшествия, так было и во время "Норд-Оста". Последствия подобных событий "аукаются" очень долго. Я иногда специально наблюдаю за людьми, например, в любом большом концертном зале. Кто-нибудь обязательно оглянется и скажет: "Здесь вроде бы хорошая охрана, авось, обойдется без "Норд-Оста"... " Сейчас в обществе явно чувствуется некоторая стабилизация, но уровень психосоматических расстройств все равно высокий. Повторюсь, наша задача - объяснить людям, что помощь психотерапевта в какой-то момент нужна почти каждому. Без всякого направления можно прийти в нашу Городскую психотерапевтическую поликлинику N 223 департамента здравоохранения. Все, что нужно, - это паспорт и полис. Подчеркиваю: мы оказываем помощь бесплатно, у нас вообще нет платных отделений.