ЯМАЛЬСКИЙ ПОЛИГОН

В столице Ямало-Ненецкого автономного округа городе Салехарде прошла презентация крупнейшего топливно-энергетического проекта - промышленного освоения газовых и нефтяных месторождений полуострова Ямал.

Этот гигантский углеводородный полигон изучается давно. Геологические экспедиции исследовали полярную тундру, можно сказать, вдоль и поперек. Результаты разведки впечатляют: по расчетам исследователей, возможности ежегодной добычи природного газа на месторождениях суши полуострова оцениваются в 250 миллиардов кубометров, а ямальского шельфа - в 200 миллиардов кубометров. Помимо огромных запасов газа, природные кладовые Ямала хранят много жидких углеводородов. Достаточно сказать, что там разведанных извлекаемых запасов нефти в год - 292 миллиона тонн плюс 228 миллионов тонн конденсата.
На презентации в Салехарде вице-губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Иосиф Левинзон сказал:
- Для нашего округа очень важно, что наконец-то состоялись публичные слушания о выходе газовиков непосредственно на месторождения полуострова Ямал. Мы давно ждали этого. Хотелось бы, чтобы при освоении первых же месторождений учитывался полный комплекс проблем, связанных с их промышленной разработкой, - технических, экологических, социальных...
Действительно, это вопросы первостепенной важности - ведь условия работы в Арктике очень сложные. Здесь зима длится девять месяцев в году, нередки морозы до 50 градусов, ураганные ветры. Кроме того, трудности промышленного освоения Ямала тесно связаны с экологической безопасностью, необходимостью сохранить хрупкую, легкоранимую природу тундры, сберечь уникальную культуру коренного населения полуострова с его специфическим жизненным укладом, вековыми традициями.
- Выход на Ямал диктуется назревшей экономической необходимостью, - пояснил "Труду" генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института природных газов и газовых технологий - ВНИИГАЗ, доктор технических наук Рудольф Тер-Саркисов. - До сих пор основной газовой кладовой считался Надым-Пур-Тазовский регион. Но многолетние лидеры газодобычи - Медвежье, Уренгойское, Ямбургское месторождения постепенно сдают свои позиции, их запасы истощаются. На смену им должны явиться новые природные кладовые. Разведка и добычное освоение газовых и нефтяных месторождений - процесс длительный, инерционный, он требует тщательной технической и экономической подготовки. И результаты появляются не в одно мгновение. Поэтому подобные крупные проекты требуют определенного "разгона". По нашим расчетам, относительно небольшие месторождения Надым-Пур-Тазовского региона способны обеспечить запланированную добычу "голубого топлива" по Газпрому лишь до 2008 года. Из этого вывод: с 2009 года необходимо начинать добычу на месторождениях полуострова Ямал...
В Салехарде специалисты ВНИИПИ "Газдобыча" познакомили журналистов с первоочередными шагами по освоению Ямала. В разработку месторождений полуострова на первом этапе планируется инвестировать 27 миллиардов долларов. Из этой суммы 16 миллиардов будут направлены на полное обустройство Бованенковского и Харасавейского месторождений. Также значительные средства пойдут на прокладку газопровода с полуострова до действующих газовых магистралей. Будут построены три компрессорные станции. Обустройство месторождений включает создание целого ряда промышленных объектов и вахтовых комплексов. На Бованенковском и Харасавейском месторождениях начнут давать ток мощные электростанции. Там будут построены аэропорты и автомобильные дороги.
Условно по проекту всю территорию Ямала поделят на три промышленные зоны: центральную (включая Бованенковское, Харасавейское и Крузенштерновское месторождения), северо-восточную (Тамбейская группа месторождений) и южную, которая также имеет значительный потенциал.
Начать разработку природных кладовых полуострова планируется с центральной группы месторождений. Она наиболее изученная, по запасам составляет 60 процентов от всех имеющихся на Ямале - около 6,6 триллиона кубометров газа.
Во вторую очередь намечено приступить к разработке Тамбейской группы месторождений, запасы которой - 3,7 триллиона кубометров газа.
Одна из важнейших задач освоения Ямала - транспортная. Железную дорогу в ближайшие годы вряд ли подведут к ямальским месторождениям. Для доставки грузов, по крайней мере до 2008 года, будет интенсивно использоваться морской порт на Харасавее. Туда, кстати, недавно уже приходили из Архангельска транспортные суда "Кола" и "Капитан Чухчин". Впервые за десять последних лет они доставили Северным морским путем свыше 20 тысяч тонн грузов для строителей и газовиков. А всего в этот порт на Карском море доставлено в уходящем году свыше 90 тысяч тонн различных грузов, предназначенных главным образом для основных подрядчиков газовиков на полуострове - треста "Ямалстройгаздобыча".
Начинается вторая жизнь полуострова сокровищ.