ЛОБОВОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ С ИНОМАРКОЙ

Михаил Жванецкий как-то сказал: "Человек за рулем и с мобильником - это и есть наш российский средний класс. Полубедный, полубогатый, полусредний - какой есть..." Но вы видели россиянина с отечественным мобильником в руке? А скоро и за рулем отечественного автомобиля не увидите. Маркетинговые исследования показывают: только 11 процентов жителей Москвы еще хотят ездить на наших автомобилях. В Санкт-Петербурге желающих купить отечественную легковушку 12 процентов, в Ханты-Мансийске, Ульяновске и Хабаровске таких набралось по 23 процента...

Эту тенденцию уже поняли автопроизводители. "Горьковский автозавод прекратит выпуск "Волг" и не будет разрабатывать собственную модель легкового автомобиля", - заявил председатель совета директоров холдинга "Базовый элемент" Олег Дерипаска. Тольяттинский АвтоВАЗ, устав бороться с непотребным качеством российских комплектующих, подал в правительство РФ заявку на применение в отношении своих новых моделей Kalina и Priora постановления N166, освобождающего от таможенных пошлин ввоз иностранных автокомпонентов. Автозавод "Москвич" приказал долго жить уже окончательно, на его площадях отныне будут собираться исключительно французские "Рено". На ИЖ-Авто взяли курс на производство южнокорейских машин. Серпуховский автозавод ставит крест на "Оке" и подумывает о сборке китайских автомобилей. Камазовский завод микролитражных машин уже приступил к монтажу конвейера для сборки корейских внедорожников. Вот и весь наш "отечественный" автопром, не так ли? Один лишь Ульяновский автозавод еще пытается протолкнуть на рынок свой новый внедорожник "Патриот". Но громкое имя, похоже, пока не вызвало у платежеспособных россиян ответного патриотического чувства.
Подведем итог. В прошлом году из 18 млрд. долларов, потраченных россиянами на автомобили, 60 процентов достались иностранцам. В 2005 году продажи автомашин вырастут на 9-10 процентов - и вся прибавка за счет импорта. По прогнозам, рост продолжится минимум до 2010 - 2012 годов, но в ближайшие пару лет динамика останется примерно такой же, а затем производство иномарок на российской территории пойдет по нарастающей. Во-первых, немецкий концерн Volkswagen решил создать в Подмосковье автомобильный завод полного цикла. Сборка автомобилей должна начаться уже в середине 2007 года, плановая мощность - до 200 000 единиц в год. Во-вторых "Тойота" построит под Петербургом завод мощностью 100 тыс. автомобилей в год. В-третьих, московско-французский "Автофрамос" намерен заполнить столицу и ее окрестности относительно дешевыми (от 7,5 тысячи евро) "Логанами". В-четвертых, пока недогруженными остаются мощности Таганрогского автозавода, где южнокорейская "Хюндай" надеется собирать по 100 тысяч "Акцентов" и "Сонат". В-пятых, российский авторынок собираются завоевывать китайцы...
В общем, кто угодно, только не мы сами. Для потребителей, наверное, неплохо - будет из чего выбрать. А для страны?
Учтем: из высокотехнологичных отраслей мы потеряли уже не меньше половины. Например, гражданское авиастроение, которое теперь пытаются реанимировать по специальной правительственной программе, вбухивая миллиарды бюджетных денег.
Да, в нашей стране никогда не было своего приличного по мировым меркам автопрома. Хотя хорошие машины были. Сначала "Победа", потом "Волга" ГАЗ-21, которая экспортировалась в 75 стран и через два года после начала выпуска была удостоена на Международной промышленной выставке в Брюсселе Гран-при.
А тольяттинская "Нива" была мировым родоначальником "паркетных внедорожников". Да и нынешняя "Калина" по конструктивным и технологическим параметрам не уступает зарубежным моделям своего класса. Ей бы добавить современный двигатель и "импортное" качество изготовления всех автокомпонентов...
- У нас в создании одной машины участвует более трехсот смежников - мы должны быть уверены в каждом на все сто, - говорит президент "Тойота Мотор Европа" Акира Имаи.
- У ваших инженеров светлые головы: они делают и танки, и ракеты, и самолеты, - вторит ему вице-президент и исполнительный директор "Хюндай" Ким Донг Джин. - Но нормальных экономичных двигателей для обычных машин в России не было.
Их и сегодня нет, ибо у автозаводов нет денег. Лучший из них - АвтоВАЗ за прошлый год заработал 6,5 млрд. рублей чистой прибыли - это 240 млн. долларов. А на запуск в серию нового современного автомобиля нужен 1 млрд. долларов, если считать от начала проектирования до серийного производства.
- Если во всем мире можно тратить на новое развитие до 1 процента оборотного капитала, а все НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) включены в себестоимость, то нам не положено. Ну не поощряется в стране развитие производства! - жаловался журналистам теперь уже бывший председатель Совета директоров АвтоВАЗа Владимир Каданников.
Теперь АвтоВАЗ снова переходит в руки государства, и самарский губернатор Константин Титов говорит: "Для вывода такого предприятия из кризиса нужен колоссальный менеджмент. Лидером должен стать кризисный менеджер с опытом работы примерно как у Ли Якокка..."
Но образцовый управляющий, который в свое время вывел из тяжелейшего кризиса американскую "Дженерал Моторс", никогда не работал в условиях России. Полубедной, полубогатой - уж какая есть...