Трагедия на трассе

Ирина находится в коме, и врачи все еще решают, ампутировать ли ей ногу

«Труд-7» рассказывает о судьбе спортсменки Ирины Скворцовой и отвечает на вопрос о том, почему судья дал отмашку на старт при горящем красном свете.

Российские экипажи тренировались в условиях, приближенных к соревновательным. Пилот российской двойки Надежда Филина ждала, пока на стартовом семафоре загорится зеленый свет, но судья нетерпеливым движением дал команду стартовать. Первой в боб села Филина, потом, достигнув максимальной скорости бега, запрыгнула Ирина. Но Надя не справилась с управлением — и боб перевернулся...

Неприятно, конечно. Но привычно. Спортсменки часто переворачиваются на трассе. Они уже начали выбираться из-под саней, как вдруг увидели, что из-за поворота ледяной трассы на них несется еще один металлический боб...

...В бобслей Ира Скворцова перешла недавно. Девочка родилась в семье легкоатлетов. Отец — известный в прошлом марафонец Юрий Скворцов, мама — мастер спорта по бегу на средние дистанции. Вполне предсказуемо, что Галина Викторовна привела дочь в спартаковскую школу легкой атлетики имени братьев Знаменских. Легкая атлетика — вид спорта очень семейный, гены и традиции здесь играют большую роль. Заниматься с девочкой стал известный тренер Игорь Дашкин.

— Вообще она очень эрудированная девочка. Хорошо училась в школе — по крайней мере, до тех времен, пока мы не начали надолго выезжать на соревнования и тренировочные сборы. У нее было много друзей. Но главным увлечением, и даже страстью, стал спорт, — вспоминает Дашкин. По его словам, девочка рвалась работать и было видно, что в будущем из Ирины может получиться не только отличный спортсмен, но и тренер. Она подмечала сильные и слабые стороны любого атлета, угадывала недостатки подготовки и методы исправления.

В 17 лет Скворцова стала мастером спорта. Выиграла зимние и летние юношеские первенства Москвы в беге на 200 метров, ее заметили тренеры сборной. Но когда специалисты бобслея предложили ей попробовать себя в зимнем виде спорта, она согласилась.

Здесь возникает вопрос: зачем успешная бегунья перешла в бобслей? Но ничего экстраординарного в этом решении не было. Хорошие бегуны часто переходят в бобслей. Яркий тому пример — единственный российский олимпийский чемпион по бобслею Владимир Козлов. В новом виде спорта дорога к международным успехам показалась Ирине короче. Были и другие факторы: после 17 лет девушка прибавила в весе. Бегунье на 200 метров лишние килограммы снижают скоростную выносливость. А переходя в бобслей, легкоатлеты, наоборот, вынуждены набирать по 20 и более килограммов.

После школы Ира поступила в физкультурный институт — РГУФК. Как только выдавалось время, она всегда забегала к бывшему тренеру.

— Я видел, как ей интересно в бобслее, — вспоминает Дашкин. — Она так старалась. У Иры по этой причине даже бойфренда не было. И большие скорости на трассах ее не страшили. Если борешься за сотые доли секунды, проходишь трассу по рискованным, непривычным траекториям. Перевернуться во время заезда или даже вылететь с трассы — к этому Ира всегда была готова.

Главный старт сезона для экипажа Филиной — Скворцовой планировался на юниорский чемпионат мира, который пройдет в январе. Эту двойку предполагалось целенаправленно готовить к сочинской Олимпиаде.

...Столкновение с мужским бобом раз и навсегда перечеркнуло все планы спортсменки. Ее напарница и мужская двойка отделались ушибами, а основной удар пришелся именно на Иру. У нее оказался поврежден позвоночник, сломаны кости таза и раздроблена нога, разорваны крупные сосуды на ноге, спортсменка потеряла много крови. Началось заражение. Ирина находится в коме, и врачи все еще решают, ампутировать ли ей ногу. Ясно, что осложнений избежать не удастся.

Очень непросто было Ириным маме и брату оформить выезд в Германию. Сейчас они не отходят от палаты. Юрий Скворцов, который давно развелся с мамой Иры, тоже пытается вылететь в Германию. Но у него возникли задержки с получением визы. Он страшно переживает.

Владимир Козлов, вице-президент Московской федерации бобслея:

— Наше руководство наняло немецкого адвоката. И если даже будет доказана вина спортивного рефери, не исключаю вины и наших тренеров. Трасса в Кенигзее просматривалась снизу и сверху, а они имели связь друг с другом по рации и должны были контролировать ситуацию. А вот вины врезавшегося экипажа — Пашкова и Матюшко — нет. Они вылетели из-за крутого поворота, где видимость составляет не более 30 метров. И ничего сделать не могли.