30 сентября 2016г.
МОСКВА 
14...16°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.16   € 70.88
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОЧЕМУ ОНИ УЕЗЖАЛИ

Оников Леон
Опубликовано 01:01 18 Января 2000г.
В изданном в Израиле Тель-Авивским университетом сборнике "Еврейская эмиграция в свете новых документов" (по материалам Московского Центра хранения современной документации) опубликована записка в ЦК КПСС консультанта отдела пропаганды ЦК Л.Оникова, который тогда, в 1974 году, пытался проанализировать причины выезда советских евреев в Израиль и предлагал ряд мер, которые помогли бы улучшить их "национальное самочувствие" в стране.Сегодня мы публикуем фрагменты из этого документа и комментарий его автора - ныне политического обозревателя ИТАР-ТАСС Леона Аршаковича ОНИКОВА.

"Секретно
О ВЫЕЗДЕ ЧАСТИ ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ИЗ СССР
За последние два года и 8 месяцев (1972-1974 гг.) из СССР выехало более 75 тыс. евреев - почти 4 проц. всего еврейского населения страны. Из числа выехавших за этот период - 1700 бывших членов КПСС.
Факт выезда части евреев из СССР широко используется антисоветской пропагандой для подтверждения своих традиционных клеветнических утверждений о якобы бегстве людей из "коммунистического рая", о "банкротстве национальной политики Советов" и т.д. Обыгрывается и тот факт, что из США в среднем за год выезжает лишь два-три десятка евреев и что они, как правило, оставляют за собой американское гражданство...
...Выезд части еврейского населения имеет негативные последствия и для внутреннего положения в стране. Почти все евреи, в том числе и те, у которых и в мыслях нет покинуть нашу страну, а таких подавляющее большинство, пребывают в состоянии психологического напряжения, неуверенности, нервной настороженности - "что будет с нами завтра?". Это резко контрастирует со здоровым климатом морально-политического единства советского общества, который прочно утверждался в стране...
...Утверждение сводится к тому, что, дескать, евреи как национальность якобы оказались в Советском Союзе в тупике, лишены позитивной перспективы развития... В 20-х годах... была реальная надежда на социалистическое решение еврейского вопроса. Существо ее состояло в том, что для той части евреев, которые стремились к добровольной ассимиляции с другими народами, такая возможность была предоставлена. Для тех же, кто считал необходимым развиваться как национальность, также были созданы необходимые условия - имелись еврейские школы, библиотеки, театры, самодеятельность и т.п.
Сегодня... оба этих пути полностью закрыты. 80 проц. всех евреев не знают еврейского языка - своим родным языком считают в подавляющем большинстве русский, а также других народов - узбекский, грузинский, литовский и т.д. Среди них немало лиц, готовых на добровольную ассимиляцию, на то, чтобы национальную принадлежность свою, а чаще своих детей считать русской, но это сегодня невозможно. Те же, кто хочет приобщаться к своей национальной культуре, как это может сделать любой представитель нееврейской национальности, лишен и этой возможности - нет школ, театров и т.п., нет даже кружков по изучению еврейского языка, даже музыкальных передач по радио. Из этого делается вывод о безысходном с точки зрения национальной перспективы положении евреев и необходимости эмигрировать в Израиль.
В связи с отрицательными последствиями, вызванными выездом части евреев из СССР, было бы целесообразно осуществление ряда мер...
1. Опубликовать в партийной печати ("Правда", "Коммунист") установочную статью...
2. Учитывая грубые ошибки в публикациях, направленных против сионизма, и то, что систематическое перепечатывание подобных работ советских авторов, разоблачающих сионизм, самими зарубежными сионистскими центрами наносит огромный моральный урон нашей стране, поставить издание всей литературы по этому вопросу под особый контроль Госкомиздата.
3. Обратить внимание местных партийных, советских и общественных организаций на необходимость улучшения политико-воспитательной и культурно-просветительной работы среди еврейского населения... Было бы оправданным и издание самоучителя еврейского языка (на идиш), о чем просит часть евреев, открытие в нескольких библиотеках отделов еврейской литературы (таких отделов нет даже в библиотеках Биробиджана), введение в некоторых средних школах страны (в гг. Биробиджане, Одессе, Черновцах) для желающих факультативное изучение еврейского языка, открытие одного стационарного театра; при передаче песен народов СССР следовало бы передавать и еврейские песни и т.п. Осуществление подобных мер могло бы серьезно подорвать клеветническую кампанию наших противников о "гибели еврейской культуры в СССР", "ликвидации языка" и т.п...
Консультант отдела пропаганды ЦК КПСС Л.ОНИКОВ.
30.9.1974 г."
Вспоминаю былое, и хочется рассказать не только о положении евреев в нашей стране в 50-80-е годы, но и об одном "преступном" с точки зрения аппаратной этики ЦК КПСС поступке, допущенном мною в ходе работы над той самой запиской.
Разумеется, чтобы выявить объективные причины, вынуждавшие евреев покидать СССР, было необходимо откровенно побеседовать, как говорится, с глазу на глаз с несколькими десятками тех, кто уезжал из страны. Беседы с моими личными друзьями не позволяли сложить целостную, объективную картину. Это можно было сделать только через ОВИР, который официально занимался оформлением выезда. Но если бы я как ответственный работник аппарата ЦК КПСС явился в ОВИР и предъявил соответствующий документ, мне удалось бы побеседовать с одним - не больше - человеком. А мне для полного выявления причин нужна была беседа по крайней мере с несколькими десятками выезжающих. Для этого нужно было официальное поручение руководства Идеологическим отделом ЦК КПСС, в котором я работал (заведующего отделом или секретаря ЦК, курирующего отдел). Такого поручения у меня, естественно, не было и быть не могло.
Если бы я без поручения явился в ОВИР с просьбой побеседовать с несколькими десятками отъезжающих евреев, начальник ОВИРа, безусловно, уступил бы просьбе ответственного работника ЦК КПСС, но через пять минут позвонил бы заместителю министра МВД, курирующего ОВИР, и доложил бы ему, что ЦК контролирует их организацию. Последний в ту же минуту перезвонил бы Савинкину, заведующему административным отделом ЦК КПСС, курирующим МВД, а Савинкин перезвонил бы заведующему моим отделом или секретарю ЦК и задал бы все тот же вопрос: почему идеологический отдел без ведома адмотдела контролирует ОВИР?
Прекрасно зная механизм работы аппарата ЦК КПСС (а я не был к тому времени новичком, за моими плечами было уже два десятка лет работы в партийных аппаратах), я вынужден был пойти на хитрость.
С заместителем министра МВД С. Крыловым меня связывала личная дружба. Он был умным и порядочным человеком. Рассказав ему о своем замысле, я попросил позвонить начальнику ОВИРа и выдать меня за социолога, занимающегося выявлением причин массового выезда евреев.
Когда все было готово, свою записку я показал заместителю заведующего нашим отделом, а тот без моего ведома - П.Демичеву. Последний опять-таки без моего ведома разослал ее секретарям ЦК КПСС. Вот тут-то и разразилась буря: ведь официальная пропаганда утверждала, что государственного антисемитизма у нас нет. Секретари ЦК КПСС М.Суслов и И.Капитонов потребовали немедленно снять меня с работы. И, как ни странно в это поверить, лишь вмешательство того же П.Демичева спасло меня... Но в аппарате еще долго считали меня евреем, хотя многие знали, что я армянин.
...Но вернемся в сегодняшний день. Меня несколько удивило недавнее заявление главного раввина А.Шаевича, что ситуация в России благоприятствует развитию антисемитизма. Да, есть случаи осквернения еврейских кладбищ, хулиганских высказываний - иначе их не назовешь. И очень горько, что их вовремя не пресекают, что виновные не получают по заслугам.
Есть ли сегодня причины, питающие антисемитизм? К сожалению, есть, как и есть, увы, бытовой антисемитизм. Хотя причины совершенно иные, чем при сталинщине, когда был антисемитизм государственный. Ликвидировав его, необходимо бороться и с бытовым. Вместе с тем - об этом я писал в ряде изданий - особенностью многих евреев (не знаю уж, прав я или нет) является некоторая утрата в определенных ситуациях чувства меры, что ли. Советую господину Шаевичу внимательнее посмотреть на влияние евреев на деловую, финансовую сферу, на средства массовой информации...
Пишу и понимаю, что тема эта деликатная и довольно болезненная. Вероятно, нелишне учитывать и такое наблюдение видного деятеля сионизма В.Е. Жаботинского, который еще в 1909 году заметил: "...можно попасть в антисемиты за одно слово "еврей" или за самый невинный отзыв о еврейских особенностях...". "И от этого обычая теряют, - продолжал он, - больше всего сами евреи". И почти то же самое говорил широкоизвестный деятель Д.Бен-Гурион: "самыми большими антисемитами" являются зачастую сами евреи...


Loading...

Госдеп пригрозил России терактами из-за позиции по Сирии.