ПИСЬМО ВОРОШИЛОВУ
В личном фонде Маршала Советского Союза Климента Ефремовича Ворошилова есть папка, содержащая его переписку с известным художником Александром Михайловичем Герасимовым. Судя по документам эпистолярного жанра, "железный" нарком познакомился с будущим портретистом большевистской верхушки еще в конце 20-х годов, когда начинающий провинциальный художник создал в Подмосковье "коммуну красных живописцев". Герасимов сообщил об этом в письме в ЦК партии большевиков. Секретариат расписал это послание Ворошилову, который к тому времени приобрел славу покровителя искусств. Товарищ Клим горячо поддержал "красного живописца", и тот вскоре был пристроен в Москве.
В папке сохранилось немало писем и записок Герасимова с различными просьбами к Ворошилову: помочь войти в круг кремлевских руководителей, чтобы писать их портреты, похлопотать о визе за рубеж, подсказать тому или иному должностному лицу идею организации выставки и т.д. Ворошилов всегда без промедления откликался. Он даже представил Герасимова Сталину, что впоследствии и подтолкнуло "вождя" прибегнуть к помощи пролетарского художника (в ноябре 1932 года). Письмо, о котором идет речь, относится именно к этому случаю. Вот его текст (стиль сохранен):
"Дорогой глубокоуважаемый Климент Ефремович!
Простите за беспокойство - я посылаю портрет Аллилуевой Вам, так как держать его у себя в мастерской, где он может быть увиден кем-либо, мне не хочется. Думаю, что Вы лучше меня знаете, что с ним сделать. Полагаюсь на Вас целиком и вполне допускаю, что, может быть, лучше его вообще не показывать И.В. (Иосифу Виссарионовичу. - С.Т.). В таком случае прошу Вас дать распоряжение сохранить его как исторический документ.
Прошу снисхождения, если найдет И.В. ошибки. Работал нервно и быстро в течение ночи у гроба.
Преданный Вам А.Герасимов.
24.2.34 г."
РОКОВОЙ ВЫСТРЕЛ
Приведенное письмо имеет трагическую предысторию.
Как известно, утром 9 ноября 1932 года экономка Сталина - Каролина Тиль обнаружила в "женской половине" кремлевской квартиры труп Надежды Аллилуевой в луже крови. В руке у нее был пистолет "вальтер", подаренный несколько месяцев назад братом Павлом. Сталин спал в своей комнате рядом со столовой. Каролина Васильевна настолько боялась хозяина, что не сообщила ему о трагедии, а бросилась звонить Полине Молотовой. Вскоре приехали Молотов и Ворошилов. Они и разбудили ставшего вдовцом Сталина. Тот был потрясен случившимся и, по воспоминаниям дочери Светланы, пытался даже наложить на себя руки.
Надежда Аллилуева была второй женой диктатора. Сталин познакомился с ней еще за три года до первого брака в 1903 году, когда спас тонущую двухлетнюю дочку своего соратника по революционной борьбе Сергея Аллилуева. В июле 1917 года он второй раз, уже по-настоящему, знакомится с Надеждой на квартире ее отца, где проходило законспирированное совещание членов ЦК партии. Между ними сразу же возникло сильное чувство, хотя Сталин был более чем на 20 лет старше нее. Многие современники свидетельствуют, что до последних дней своей жизни Надежда Аллилуева горячо и ревниво любила своего немолодого избранника. И неудивительно, ведь в ней кипела горячая цыганская кровь. Многие считают, что именно ревность послужила причиной того, что Надежда застрелилась в ночь с 8 на 9 ноября 1932 года на кремлевской квартире. Случилось это после застольной стычки с супругом, который на вечеринке якобы демонстративно оказывал знаки внимания другой женщине.
Хотя есть и другие версии. Бывший личный охранник Сталина майор КГБ в отставке Алексей Трофимович Рыбин так квалифицировал в беседе со мной причину самоубийства Аллилуевой:
- Дело в том, что она воспитывалась в Ленинграде в кругу зиновьевской оппозиции. Вникала в политику государственных деятелей. Кроме этого, в качестве друзей дома в Зубалове у нее бывали Енукидзе, Бухарин, которые оказывали на Аллилуеву довольно сильное влияние, противопоставляя ее Сталину. В результате у нее с супругом происходили дискуссии на политические темы и даже ссоры. Надежда Аллилуева общалась и с некоторыми троцкистами. Когда умер видный троцкист Иоффе, на кладбище в последний путь его провожали Зиновьев, Каменев и Надежда Аллилуева. Зиновьев в своей речи над гробом Иоффе клеймил Сталина и называл его предателем Родины. Замечу, что ни одна жена члена Политбюро не присутствовала на кладбище при этих похоронах. Естественно, Сталин был озлоблен. Тут и надо искать причину смерти Аллилуевой...
Есть и официальна версия, исходящая от присутствовавших на роковом банкете в честь XV годовщины Октябрьской революции Молотова и Ворошилова. Сталин якобы "всего-навсего" крикнул жене в разгар застолья: "Эй, ты, пей!" Она с обидой ответила: "Я тебе не "эй"!" Встала и вышла из-за стола. Больше живой ее Сталин не видел.
Даже если данная версия и верна, дело, конечно же, врядли в этой мелкой, в сущности, стычке. Светлана Аллилуева вспоминала, что "искры" во взаимоотношениях между отцом и матерью вспыхивали давно. Причина - грубость, нетерпимость Сталина. В 1926 году Надежда даже бросала мужа и уезжала с детьми жить к своему отцу в Ленинград. Сталин якобы потом звонил, просил прощенья, и Аллилуева вернулась. Но грубости со стороны Сталина в семье не прекращались. Незадолго до злополучного банкета Надежда окончила академию и собиралась уехать в Харьков, чтобы жить и работать самостоятельно. Однако не получилось.
Сталин очень тяжело переживал случившееся. Ему, видимо, захотелось навсегда запечатлеть образ любимой женщины, поэтому и вызвал он художника, который к тому времени стал в Кремле уже своим.
В морге больницы, обслуживающей членов политбюро и их семьи, Александр Герасимов всю ночь перед похоронами писал портрет Аллилуевой. Но Сталин не захотел даже посмотреть на это полотно. Дело в том, что, разбирая бумаги погибшей, он обнаружил (по свидетельству дочери Светланы) письмо, прочитав которое, понял, "что мама только для видимости была с ним, а на самом деле она была где-то рядом с оппозицией тех лет. Он был потрясен этим, разгневан и, когда пришел прощаться, то, подойдя на минуту к гробу, вдруг оттолкнул его от себя руками и ушел прочь.
И на похороны не пошел... Он ни разу не посетил ее могилу на Новодевичьем".
ГДЕ ЖЕ КАРТИНА?
Герасимов в те годы, конечно, не мог знать о сталинских терзаниях. Почти два года художник хранил картину в мастерской, но в стране начались репрессии, и он стал побаиваться, как бы гнев хозяина в отношении покойной жены не распространился и на него. Однако уничтожить портрет было страшно. А вдруг Сталин вспомнит о нем (кстати, так и случилось впоследствии). Герасимов решил сплавить опасный "шедевр" товарищу Ворошилову.
Вряд ли Климент Ефремович был рад такому подарку. Поразмыслив, он счел нужным Сталину ни о чем не докладывать, а на письмо друга-художника наложил такую резолюцию:
"Картину передать в один из наших музеев. Договориться с кем следует и Герасимову заплатить.
25.2.34 г. Ворошилов".
В какой музей был передан портрет, неизвестно. Бывший помощник коменданта сталинской дачи Петр Васильевич Лозгачев рассказывал мне, что в последний год своей жизни Иосиф Виссарионович стал все чаще вспоминать о Надежде Аллилуевой. В столовой на стене откуда-то появился ее портрет, скорее всего, именно тот, который был написан Герасимовым в морге. Сталин, бывало, подолгу стоял перед ним и о чем-то думал... После смерти "вождя" всю обстановку дачи увезли куда-то люди Берии.
Вместе с сотрудниками московских художественных музеев мы просмотрели все запасники - портрет не обнаружили. С просьбой помочь в поиске картины обратился я к самому сведущему в истории изобразительного искусства России ученому, директору НИИ Академии художеств Виктору Владимировичу Ванслову.
- Очень интересная история, - сказал он, - но я об этом слышу впервые. В институте нет никаких сведений о портрете Надежды Аллилуевой. Будем надеяться, что кто-то из специалистов, обладающих информацией об этом, откликнется на публикацию "Труда". Нет, конечно, оснований предполагать, что данный портрет является шедевром. Но как исторический документ картина стоит того, чтобы приложить максимум сил для ее поиска.