ДЕШЕВЫЙ БЕНЗИН? НЕ ДОЖДЕТЕСЬ

Госкомстат РФ объявил, что за год цены на автомобильный бензин на потребительском рынке России снизились в среднем на 0,1 процента. И автомобилисты немедленно возроптали: а где, мол, уже обещанное удешевление топлива?

Действительно, два месяца назад президент Российского топливного союза Сергей Борисов заявлял, что в начале 2002 года цены на бензин в России имеют шанс упасть на 30 процентов. Такое, по мнению С.Борисова, могло случиться, если Россия не присоединится к инициативе ОПЕК по снижению нефтяного экспорта и на этой почве разругается с арабскими странами. Те в отместку начнут "ценовую войну", выбросив на мировой рынок свою нефть по сверхнизким ценам (они могут себе это позволить - на Ближнем Востоке, в сравнении с тюменским Севером, себестоимость нефтедобычи копеечная). И Россия захлебнется своей собственной нефтью и нефтепродуктами, ибо экспорт в этих условиях будет убыточным.
Все эти слова, повторяю, звучали в конце ноября, когда российское правительство еще размышляло, какую позицию должна занять в споре производителей и потребителей "черного золота". Если же учесть, что прогнозируемые катаклизмы должны были обрушиться на нашу страну зимой - в период сезонного снижения спроса на бензин на внутреннем рынке, то ситуация и впрямь для торговцев нефтепродуктами могла стать катастрофической. Однако соглашение с ОПЕК было достигнуто, баланс интересов соблюден. Что, впрочем, мировому нефтяному рынку помогло мало - углеводородное сырье и сегодня продолжает дешеветь. Эксперты утверждают, что это связано с прогнозами теплой погоды на северо-западе США, из-за чего запасы "жидких энергоресурсов" там уже на 7,5 процента превышают прошлогодний уровень (эта страна потребляет четверть мировой нефтедобычи).
Чего же ожидать нам в этих условиях? Учтем, что российские внутренние цены на нефтепродукты сегодня достаточно высоки: по данным Госкомстата, за весь прошлый, 2001 год бензин в нашей стране подешевел лишь на 8,6 процента - в то время как годом раньше, в 2000 году, цены на моторное топливо выросли в общей сложности аж на 25,7 процента. За прошлогодний декабрь цены на бензин А-76 снизились в среднем по стране на 1,4 процента, на А-92 - на 0,8 процента, а на высокооктановые А-95 и А-98 - лишь на 0,6 процента. Эксперты говорят, что это снижение связано с сезонным падением спроса. Из чего следует, что "зимний спрос" падает, в основном, на дешевые сорта бензина. Возможно, за счет пенсионеров-дачников, которые к ноябрю - декабрю ставят свои "москвичи" и "запорожцы" на прикол.
Но если посмотреть данные в целом за год, то увидим ту же самую картину: цены на бензин А-76 за 2001 год упали на 11,2 процента, на А-92 - на 7,5 процента, а на высокооктановые А-95 и А-98 - всего на 4,2 процента. И не нужно думать, что торговцы преимущественно снижали цены на А-76 из альтруистских соображений, жалея владельцев старых отечественных автомашин, работающих на самом дешевом (и низкокачественном) топливе. Нет, конечно, - главным регулятором здесь был и остается Его Величество Спрос.
Сказанное означает: в стране снижается количество машин, которых можно заправлять "из любой бочки". И, соответственно, нефтеперерабатывающие заводы начинают увеличивать выработку более дорогих и высококачественных бензинов. Согласно предварительным данным, за 2001 год рост нефтепереработки в России составил 3,8 процента, автомобильного бензина выработано лишь на 0,7 процента больше, чем в 2000 году (дизельного топлива - на 2,2 процента больше). Зато повсеместно отмечается увеличение доли высокооктановых автомобильных бензинов - до 46 процентов от общего объема.
С какой же стати мы ждем снижения цен, да еще заметного?
Добавлю, что сегодня в стране уже более или менее сформировалась розничная сеть торговли нефтепродуктами. Возникла и крепчает конкуренция между различными компаниями. Уже одно это обстоятельство становится и гарантией стабильности снабжения регионов нефтепродуктами, и "лекарством" против резких ценовых скачков. Но там, где сеть АЗС еще "реденькая", где торговля нефтепродуктами монопольно сосредоточена в одних руках (неважно, чьих), могут случаться и заметные ценовые перепады, и... возникновение дефицита.
Пока, по данным Госкомстата, наибольшие скачки цен на автомобильный бензин наблюдаются в Красноярском крае.