11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

У ДАЛЬНИХ ПРИЧАЛОВ ГОЛОДАЕТ МОРЯК

Латыпов Дмитрий
Опубликовано 01:01 18 Января 2003г.
Экипаж владивостокского танкера "Аргунь" намерен в эти дни пикетировать российское консульство в Кейптауне, требуя решить вопрос о выплате долгов по заработной плате и возвращении домой. Вот уже несколько месяцев танкер стоит на якоре в южноафриканском порту. На борту судна 23 российских моряка. С октября прошлого года арендатор судна - фирма "Ойл-Компакт" - не обеспечивает экипаж продуктами. Моряки живут за счет помощи южноафриканских благотворительных организаций. Долг по зарплате уже превысил 600 тысяч долларов.

Еще пример. 24 рыбака с камчатского траулера "Диамидис" который уже день бастуют в бразильском порту. Они обратились в консульство России в Сан-Паулу и к губернатору Камчатской области Михаилу Машковцеву с просьбой защитить их интересы. Рыбаки позвонили на камчатское радио. По их словам, они обеспокоены тем, что судно продается другому владельцу, и зарплату за рейс они могут не получить. Экипаж обнародовал свои требования руководству компании-судовладельца. По словам начальника радиостанции "Диамидиса" Леонида Степанова, в числе основных требований - перерасчет заработной платы эквивалентно отработанному времени, предоставление членам экипажа, желающим вылететь на Камчатку, билетов на самолет и паспортов, гарантия юридической неприкосновенности всех членов экипажа. Капитан судна поддержал требования экипажа. Экипаж отказывается выгружать 60 тонн крабов, требуя выплаты заработной платы за ранее доставленную продукцию.
И это, к сожалению, далеко не единичные случаи. Более восьмидесяти судов с российскими экипажами скопилось с прошлого года в южнокорейском порту Пусан. Задолженность им по зарплате достигла 860 тысяч долларов. Часть судов арестована, оформлены заявления в суд. С другими судовладельцами достигнуты соглашения. Сделано это было с помощью корейского профсоюза моряков.
Возникает вопрос: почему моряки так бесправны перед судовладельцами? Почему у большинства экипажей отсутствуют коллективный договор, индивидуальные контракты? И сто долларов, которые они получают за рейс в Японию, - их устраивают?
Российскому моряку просто некуда деваться. Дополнительно можно заработать на разгрузке, погрузке и зачистке трюмов. Кстати, этот заработок является основным для курсантов Дальневосточного мореходного училища города Находки. Они на судах работают мотористами бесплатно. Ну разве такой рабский труд не выгоден судовладельцу? Особенно если он работает под "удобным флагом"?
Национальная принадлежность здесь не важна, ибо все офшорные страны, вместе взятые, становятся для моряка как бы одной огромной территорией под названием "удобный флаг". Территорией для зарабатывания денег. Государством без государственности, без законов, а значит, без надежды на справедливость. Еще этот флаг называют дешевым, подставным. Правда, дешевым он является прежде всего для судовладельца. Моряки получают мизерную зарплату. А то и вовсе ее не видят...
- У президента РФ - законопроект о Международном реестре судов, - говорит председатель профсоюза моряков города Находки Николай Суханов. - Если он будет подписан, то российские судовладельцы освободятся от уплаты налогов и таможенных платежей. Вот тогда и наш национальный флаг станет действительно "удобным", а моряки получат пенсионное обеспечение, медицинское страхование. Вопрос только в том, чтобы этот законопроект удовлетворял профсоюзы, которые настаивают хотя бы на ставках Международной организации труда (МОТ) - 500-долларовый заработок матроса.
Недавно в Находке прошла неделя борьбы с "удобным флагом" в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Организована она была Международной федерацией транспортников (ITF) и дальневосточными профсоюзами в тесном взаимодействии с вице-президентом Всемирной ассоциации морских капитанов, инспектором ITF Петром Осичанским.
Кстати, ITF постоянно напоминает морякам, что нигде нет такой разрозненности, как среди них. Этим пользуются судовладельцы всего мира, поднимая на судах "удобный флаг" и выплачивая нищенскую зарплату, не заботясь при этом об условиях труда и жизни в море.
Но и российский флаг не всегда спасает от произвола судовладельцев. Они, например, записывают в контракте, что рыбаки обязаны оплатить квоту на вылов рыбы из своей зарплаты. Или им обещают заплатить после того, как рыбу продадут. Затем, как правило, возникают "экономические трудности", и моряков просят подождать. Одни живут на судне впроголодь, как на "Аргуне", но ждут. Другие не выдерживают и уходят в другой подвернувшийся рейс, надеясь, что он будет более удачным. На это и рассчитывает обычно судовладелец, которого, кстати, очень трудно бывает найти в бесконечной цепочке смены хозяев.
Но самый распространенный прием нечестных судовладельцев - обвинение моряков во всех смертных грехах после того, как они осмелились потребовать свои кровные. Как здесь быть? Ответ один, советует Осичанский: "Моряк может и должен защищать свои права в суде. Неважно, под каким флагом он плавает".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников