Из этих начальных слов тропаря праздника становится понятным, почему у него двойное название: Крещение - историческое событие, когда Господь наш Иисус Христос, завершив свое таинственное для нас приготовление к общественному служению, пришел на реку Иордан и принял крещение от руки Своего Предтечи, Пророка и Крестителя Иоанна; и Богоявление, когда во время этого события с небес раздался глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение и Дух Святой в виде голубя сошел и почил на главе Спасителя. Это было явление Святой Троицы. Впервые так ясно за всю историю человеческого рода Бог в Слове славимый являет Себя миру, насколько это может вместить человеческий разум.
А зачем нужно было креститься Христу? Вопрос, который должен задать себе каждый из нас. Ведь крещение есть омовение, очищение от грехов, но Сын Божий не был причастен ни к какому греху. Этот вопрос получает свой ответ в словах Самого Спасителя: Так надлежит нам исполнить всякую правду, - сказал Он Иоанну, который также с недоумением и трепетом вопрошал Его: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Господь пришел исполнить всякую правду, то есть дать наполнение действенное и окончательное всему тому относительно светлому, отчасти доброму, не всецело ведущему к Богу, что было во всей человеческой истории до боговоплощения. Все искренние помыслы, вся чистота сердца, устремленного к небу, все томление по общению с горним находят свое исполнение в крещении Господа в Иордане.
... В одной из церковных стихир наступающего праздника поется: "Днесь вод освящается естество". И освящается не только вода, но и весь окружающий нас тварный материальный мир, а вода лишь как самая чистая, прозрачная его стихия. И то, что прежде было или казалось нейтральным и внешним по отношению к человеку, а иной раз опасным и бурным, становится преображенной Богом, животворящей, чудесной, напояющей, утешающей, освящающей и омывающей нас стихией, становится не просто физической материей, но теми водами, в которых мы возрождаемся в купели крещения для вечной жизни.
Крещенская вода, откуда бы она при освящении ни была взята - из обычного городского водопровода или из речки, будет стоять нерушимая по своим физическим свойствам на протяжении года, а то и большего времени. И каждый хранящий эту великую святыню (по-гречески - "агиасма") может употреблять ее "во здравие души и тела". Крещенская вода есть одно из - наряду со множеством других - свидетельств неотмирной природы Церкви. Церковь Божия уже здесь, на земле, причастна Церкви Небесной. И совершающееся в ней преодолевает законы природы, вернее, законы нынешнего состояния естества, как не раз звучит в церковных песнопениях: "Побеждается естества чин".
Сейчас в городах и весях нашего Отечества возрождается обычай великого водоосвящения природных источников. В день Крещения совершается Крестный ход, вырубается во льду реки или озера прорубь - "Иордань", в нее с молитвами погружается крест, после чего оттуда черпается крещенская вода. И все с утра и до вечера берут ее из проруби, несут к себе домой и хранят годами эту великую святыню. Какие естественные причины могут делать ее сохранной и врачующей душу и тело на протяжении длительного времени? Токмо благодать Божия, благодать Духа Святаго.