В ТЕПЛЫХ ОБЪЯТИЯХ

Избаловали российские газовщики рядового немецкого потребителя. Обычно он немедленно впадает в панику, едва покажется темная тучка на горизонте его благополучия. А в зимние дни, когда Украина украла российский газ, идущий в Европу, бундесбюргер не проявил ни малейшей нервозности.

Десяток лет назад на международной пресс-конференции во Франкфурте мне довелось услышать первое публичное обвинение тогдашнего шефа Газпрома Рема Вяхирева в адрес украинских властей в "подворовывании" нашего газа. Однако и тогда немецкий потребитель был уверен, что свое "голубое топливо" он получит в срок и в полном объеме. "Были нефтяные кризисы, распад Советского Союза, - вспоминает председатель правления Рургаза Буркхард Бергман, - но более 30 лет Россия обеспечивает Германию надежными поставками газа".
Трудно найти другое государство, которое так же, как ФРГ, зависит от зарубежных не возобновляемых источников энергии. Германия покупает 97 процентов собственных потребностей нефти, 83 процента газа, 60 процентов каменного угля. По поставкам нефти и газа Россия на первом месте, по углю (после ЮАР и Польши), а также еще по урану 235 - на третьем.
В первые сутки Нового года отдельные немецкие политики и некоторые средства массовой информации пытались возложить политическую ответственность за "технический отбор" экспортного газа украинскими властями на Россию. Потребителя хотели было запугать стратегической зависимостью от российского "голубого топлива", рисуя картину чуть ли не газовой удавки, наброшенной на Германию. Кампания явно провалилась.
Однако федеральное ведомство по сырьевым запасам (BGR) пришло к выводу, что мировая добыча нефти достигнет своего пика через 10 - 20 лет, затем начнется необратимый спад, а потребность не только сохранится, но и возрастет. Дефицит газа в Европе, прогнозирует ведомство, произойдет по другой причине - все возрастающее количество ценнейшего сырья будет востребовано Китаем и Индией, причем по полновесным мировым ценам. Вот и выходит на первый план в энергетических дебатах в ФРГ не мифическая российская угроза или неверие в нашу добросовестность, а необходимость разработать комплексную энергетическую программу для страны и на ближайшее время, и на отдаленную перспективу.
"Россия останется, - подчеркивает шеф холдинга "E.on" Вульф Бернотат, - важнейшим экспортером... И в европейских, и в наших национальных интересах оказывать поддержку российским проектам и стремиться к разумному сотрудничеству". Возлагают немцы некоторые надежды на получение газа из отдаленных источников, в частности из богатых месторождений региона вокруг Ирана, но никто не считает возможным прокладку из зоны конфликтов трубопровода в 3000 километров. Возможно получение сжиженного газа, однако до сих пор на побережье Германии нет ни одного терминала, где можно было бы превращать жидкий газ в обычное состояние и пускать по трубам к потребителям. Концерн "E.on" только планирует построить такой терминал.
Себестоимость своего угля, большей частью невысокого качества, в пять(!) раз выше цены привозного из Южной Африки - стоит ли его добывать, учитывая и экологические проблемы? Немало восторженных описаний в СМИ чудодейственных возможностей таких возобновляемых источников энергии, как солнце, ветер, вода, биомасса. Но сейчас все виды энергии из возобновляемых источников покрывают в ФРГ менее трех процентов потребностей.
Сложной прежде всего политически остается проблема с АЭС. 27 процентов электроэнергии Германия получает от отечественных атомных станций. Но в коалиционном соглашении нынешнего правящего альянса ХДС и СДПГ сохраняется положение о том, что до 2021 года будут отключены последние 18 АЭС. Министр экономики Михаэль Глос, воспользовавшись фактом "украинского подворовывания" экспортного газа, заявил о необходимости пересмотреть запреты на атомную энергетику, но канцлер подчеркнула, что "договоренности будут соблюдаться" во все годы ее правления.