Подобные вопросы задают в письмах, приходящих в "Труд", многие ветераны. Кто-то вспоминает, что два десятилетия назад, в 1985-м, средняя пенсия в РСФСР была 76 рублей. Это составляло 38 процентов от средней зарплаты (199 рублей).
Самыми бедственными для ветеранов оказались 1999, 2000 и 2001 годы. Тогда средняя пенсия была на 10 - 30 процентов ниже порога выживания.
Сегодня ситуация иная. Средняя пенсия выше прожиточного минимума (ПМ). Но всего лишь на 12 процентов.
О том, что нужно сделать для повышения выплат представителям старшего поколения, мы беседуем с директором Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), профессором Вячеславом БОБКОВЫМ.
- Нельзя ли назвать конкретные пенсии, получаемые различными категориями граждан, - участниками войны, инвалидами и пострадавшими от радиационных и техногенных катастроф?
- Такие исследования наш Центр завершил в конце 2006-го. Важны не столько абсолютные суммы в рублях, сколько покупательная способность пенсии, проще говоря, больше она или меньше прожиточного минимума (ПМ). По этому критерию и проводился анализ. Мы изучали ситуацию не только в прошлом году, но и в 2001-м, чтобы выявить тенденции. Результаты приведены в таблице.
Сегодня покупательная способность (ПС) средней трудовой пенсии по старости, которую получают более 29 миллионов человек, лишь немного превышает прожиточный минимум. Пенсии по инвалидности, касающиеся 4,2 миллиона россиян, пенсии по случаю потери кормильца и соцвыплаты вообще ниже этого норматива. Постоянная нехватка денег обрекает одиноких пожилых людей на жизнь впроголодь, полную унижений.
По нашим оценкам, от 15 до 19 миллионов россиян получают пенсии ниже прожиточного минимума (ПМ). В некоторых регионах таких стариков треть, а то и половина. Ниже указанного минимума трудовые пенсии по старости у 10 - 14 миллионов граждан.
- Во время шоковых реформ денег на пенсионеров у чиновников не было. Но сейчас-то государство располагает огромными ресурсами. Почему же многие старики бедствуют?
- Основные причины - вне пенсионной системы, хотя и она требует совершенствования. Что же касается Пенсионного фонда, то критику в его адрес я считаю безосновательной, потому что фонд делает то, что ему предписано, - выполняет законы, принятые на верхних этажах управления.
Итак, рассмотрим главные аспекты. Невысокий уровень пенсий определяется прежде всего низкой покупательной способностью зарплаты в нашей стране. Отчисления в государственный и негосударственные пенсионные фонды не соответствуют ни требованиям времени, ни общепризнанным мировым стандартам. Пока в стране будет такая получка, трудовые пенсии по старости и другие страховые выплаты в большинстве своем останутся нищенскими.
- Правительство постоянно предостерегает: резкий рост зарплат вызовет стремительную раскрутку инфляции, и деньги обесценятся...
- Это одна из самых больших концептуальных ошибок наших экономических идеологов. Растущий покупательский спрос, наоборот, стимулирует развитие экономики. И успешные страны проводят сознательную политику, делая ставку не на "дешевого", а на "дорогого" работника, который является благом для государства, сам о себе заботится, покупает жилье, оплачивает его, перечисляет деньги на старость... Словом, одним из самых назревших вопросов в России является реформа заработной платы, да и всей системы личных денежных доходов, направленная на кардинальное повышение их покупательной способности. Это увеличит и страховые пенсии.
- Но не может же кабинет министров указывать частным фирмам, какое материальное вознаграждение сотрудникам они должны устанавливать?
- Есть другие механизмы. Один из них - устанавливать раз в год в бюджетной сфере такую же зарплату, как у работников родственных профессий в рыночном секторе. Чтобы одинаковую зарплату получали врачи в частной клинике и муниципальной, учителя в частном учебном заведении и государственном... Такая практика существует, например, в Японии. Этот механизм заинтересовывает госслужащих в развитии национальной экономики, привлекает в бюджетную сферу лучшие кадры.
- А вот в бывшем СССР, не мудрствуя лукаво, просто платили хорошую пенсию из государственного бюджета...
- Для рыночной экономики такая схема, если других механизмов нет, не подходит. Но для решения определенных задач ее использовать можно. И тут мы переходим ко второму важному аспекту - совершенствованию самой пенсионной системы.
У нас есть два вида пенсий - социальные и трудовые. Первые выплачиваются независимо от того, работал человек или нет. Это просто обязательства государства перед пожилыми гражданами, которые не могут сами себя обеспечивать. А вот трудовые пенсии основаны на страховых принципах. Пока ты трудоспособен, работодатель перечисляет за тебя деньги в Пенсионный фонд, страхует на тот период, когда работать уже не сможешь. От общей суммы перечисленных средств, от возраста и так называемого коэффициента дожития зависит, сколько будет получать пожилой человек, выйдя на заслуженный отдых.
Как видим, на разных принципах базируются социальные и трудовые пенсии. Соответственно и аккумулироваться финансовые средства должны в разных фондах. Для социальных выплат, включая в том числе и базовую часть трудовых пенсий, а также всевозможные пособия, целесообразно создать фонд государственных гарантий. А Пенсионный фонд оставить для реализации исключительно страховых принципов в обязательной пенсионной системе. И управляться этот фонд должен не государством, а социально-трудовыми партнерами и получателями трудовых пенсий.
У нас же все смешано в одном котле. В результате использование страховых принципов жестко сдерживается. Они не работают в полную силу, ибо часть собранных средств идет на социальные пенсии, о которых должно заботиться государство. И чтобы вычленить эти средства, размер страховых выплат искусственно ограничивается: установлены верхние пределы, что для немалой части получателей превратилось в обычную уравниловку. Это противоречит и логике, и принципам рыночной экономики. Надо как можно быстрее отказаться от такой неэффективной практики.
Пенсионная реформа, начатая несколько лет назад, отчетливо показала: пора двигаться дальше. Замысел у авторов реформы был хороший - запустить на полные обороты страховые механизмы. Но цель не достигнута. Тем не менее опыт этот оказался для нас полезен. Сделав выводы, надо браться за более глубокие реформы. Решать эту актуальнейшую задачу призваны совместно исполнительные и законодательные власти при активном участии Пенсионного фонда.
Р.S.
Мы предполагаем продолжить этот важный разговор, в том числе и с руководителями Пенсионного фонда.
ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ПЕНСИЙ
Категории получателей пенсий,
их численность 2001 г., III квартал 2006 г., III квартал
какую часть от прожиточного минимума составляет пенсия средняя пенсия в рублях какую часть от прожиточного минимума составляет пенсия средняя пенсия в рублях
29,3 млн. человек пенсионеры по старости 0,87 1011 руб. 1,24 3115 руб.
4,2 млн. пенс. по инвалидности 0,7 814 руб. 0,86* (!) 2150 руб.
2,6 млн. по случаю потери кормильца 0,52 605 руб. 0,87* (!) 2175 руб.
0,054 млн. пенсионеры - участники войны 1,65 1919 руб. 2,73 6825 руб.
- пострадавшие от радиационных или техноген. катастроф 0,78 907 руб. 1,12 2 813 руб.
0,028 млн. пенсионеры-госслужащие 1,74 2 024 руб. 2,12 5325 руб.
- получающие социальную пенсию по возрасту 0,45 530 руб. 0,49* (!) 1230 руб.
- социальные пенсионеры с ограничением способности к труд. деятельности 0,40 475 руб. 0,50* (!) 1256 руб.
* Пенсия ниже ПМ
В ТО ЖЕ ВРЕМЯ
За последние пять лет (и это тоже видно из таблицы) пенсии в стране заметно подросли. Конечно, темпы роста еще недостаточны, пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца не дотягивают до прожиточного минимума. Тем не менее обозначившаяся динамика показывает, что ситуацию, которая складывалась в конце 90-х, удалось переломить
В ТО ЖЕ ВРЕМЯ
Прирост среднего размера пенсий в 2007 году составит 15,4%. Это выше уровня инфляции на 7%. Повышение будет производиться дважды -
с 1 апреля и 1 августа, причем коснется как базовой, так и страховой части пенсий. С 1 июля предусмот рен перерасчет пенсий
для работающих пенсионеров. Средняя пенсия должна вырасти на 428 рублей