Степашин – «Аэрофлоту»: снижайся, пока не поздно!

Счетная палата намерена проверить механизм ценообразования крупнейшего российского авиаперевозчика

Российские власти больше не желают мириться с дороговизной авиабилетов. Такой вывод эксперты сделали после жесткого заявления главы Счетной палаты. «Ну хватит обманывать народ-то, на самом деле!» — бросил упрек Сергей Степашин в адрес «Аэрофлота», крупнейшего отечественного авиаперевозчика. И пообещал в самое ближайшее время разобраться с механизмом ценообразования и принять меры к тем, кто искусственно завышает стоимость билетов.

Возмущение конкретного чиновника и миллионов безымянных пассажиров понять можно: услуги наших перевозчиков действительно заметно дороже, чем у их зарубежных конкурентов. Но после расследования аудиторов может выясниться, что виноваты в этом не только корыстолюбивые хозяева авиакомпаний, но также федеральные министерства и ведомства, которые устанавливают и регулируют правила игры на отечественном рынке авиационных услуг.

Наши эксперты считают, что цены на билеты авиакомпании «Аэрофлот», которые на 20-30% выше, чем у зарубежных бюджетных авиакомпаний, можно было бы существенно уменьшить за счет доступа к более дешевым аэропортам и недорогим услугам по продлению летной годности самолетов. Но солидная авиаремонтная отрасль, существовавшая в советское время, приказала долго жить, а робкие попытки возродить ремонтные базы в Домодедово и Хабаровске пока не впечатляют. Мы сегодня даже керосин закупаем в соседней Белоруссии, что, естественно, также приводит к удорожанию. Возможно, ради удешевления билетов правительство решится на допуск к внутренним маршрутам зарубежных авиакомпаний.

Что по этому поводу думают российские перевозчики? Вот что ответил нашему корреспонденту Лев Кошляков, заместитель гендиректора авиакомпании «ЮТэйр»:

— Авиакомпании не «обманывают народ», а работают в условиях сформировавшейся рыночной среды, которая и определяет уровень тарифов. Сегодня главная проблема развития гражданской авиации — это чрезмерная финансовая нагрузка на авиаперевозчиков. Во-первых, в тариф внутренних рейсов включен НДС, что сразу добавляет 18% к цене билета, в то время как для мировой практики это нехарактерно. Мы платим 20-процентные таможенные пошлины на самые востребованные типы современных среднемагистральных лайнеров. Монополизм поставщиков аэропортовых и аэронавигационных услуг, а также топлива, делает авиакомпании заложниками их ценовой политики. Со всеми этими вопросами наша отраслевая ассоциация неоднократно обращалась в правительство, но дело так и не сдвинулось. Государственная политика, по нашему мнению, должна реализовываться не в запретах, ограничениях или популистских затратных проектах, а в создании условий для нормального развития бизнеса авиаперевозчиков, что в итоге и приведет к снижению себестоимости услуг.

Но пока такой политики нет, допуск иностранных компаний на внутренний рынок ничего не изменит. Они у нас столкнутся с тем же грузом проблем и будут вынуждены проводить ту же тарифную политику. Наглядным подтверждением может служить попытка создания дешевых авиаперевозчиков по западной модели. В России этот опыт так и не прижился, дискаунтеры понесли убытки. Сказанное касается также стоимости топлива, которая в цене билета составляет до 40 процентов — эту проблему надо решать комплексно, на макроэкономическом уровне.

Сегодня предпринимаются попытки снизить стоимость региональных перевозок с помощью государственных дотаций. Мне этот эксперимент кажется сомнительным. Авиакомпаниям нужны не дотации, полученные в результате лоббизма, а создание нормальных условий для бизнеса, чтобы развиваться «не вопреки, а благодаря».