SOS!

Нет повести печальнее, чем история Пионерской базы океанического рыбного флота. О ней поведали

Нет повести печальнее, чем история Пионерской базы океанического рыбного флота. О ней поведали мне бывшие и пока еще работающие капитаны, собравшись в неказистом здании администрации города Пионерский. База когда-то гремела на всю страну. Более сотни ее судов бороздили Мировой океан, удивляя иностранных коллег уловами с таких глубин, которые им и не снились. Рыбаки-специалисты экстра-класса рапортовали о рекордах, принося в казну молодой российской области до 50 процентов доходов... И что же сейчас?
- Наших рыбаков продают за гроши иностранным владельцам. 30 крилинговых компаний в одном только Калининграде. Довели элиту российскую до нищеты. Даже африканские негры удивляются нашим заработкам. (Капитан Захаров, Герой Соцтруда).
- Обидно за базу. Отдали ей все - мозги, силу, а ее разграбили. Склады, док, механизмы - у кого все это сегодня? (Юрченко, начальник службы охраны труда базы).
- Нас уверяли: приватизируем базу и заживем как люди. Обманули. Акции заставили продать - мол, купим на эти деньги новые суда. Где же эти суда и у кого наши акции? (Кармаев, акустик).
Правильно - с приватизации все и началось. Пионерская база преобразовалась в открытое акционерное общество. И вот что из этого получилось.
В 1990 году база насчитывала 122 судна, а улов достигал 166 тысяч тонн. Восемь лет спустя судов насчитывалось всего 35 единиц, с суммарным уловом в 6,76 тысячи тонн.
- Что за Мамай прошелся по нашей базе? - спрашивали капитаны.
В администрации области мне объяснили, что под собирательным образом Мамая надо понимать нынешний совет директоров ОАО "Пионерская база Океанического рыболовного флота", в котором, кстати, нет ни одного флотского специалиста.
Сначала попытаемся разобраться: куда же все-таки делись суда - краса и гордость Калининградского рыболовецкого флота? Пришлось прочитать массу документов, выслушать не одну гневную историю от десятка хорошо осведомленных в рыболовецком деле людей, пока не выстроилась такая картина. Десять судов передали в уставный фонд некой Российско-Американской компании, и теперь, говорят, они работают под флагом Маршалловых островов, не принося ни рыбы, ни, естественно, доходов. 130 млрд. неденоминированных рублей исчезли в пучине океана... Словно в Бермудском треугольнике испарились великолепно оснащенные техникой шесть судов типа СРТМ... Продан в качестве металлолома британской фирме "Алко-лимитед" и затем отогнан в Индию СТР "Скап" - при вполне рабочем состоянии и наличии регистровых документов...
А вот к этой сделке определение подобрать просто невозможно - я, например, так и не придумал: суда "Орлик", "Островец", "Охотник", балансовая стоимость каждого из которых равнялась 13 млрд. рублей, были проданы немецкой фирме Bocyp Fishing Limited по одной дойчмарке! А всего ушли с базы и не вернулись 72 судна.
Формула распродажи судов была проста, как апельсин. Таможенникам сообщалось, что они уходят на очередной промысел, а вовсе не на продажу. Что это давало? Огромный навар - ОАО не платило государству приличные таможенные пошлины.
И вот что удивительно - за все эти и другие крупные махинации ни один из руководителей новоиспеченного ОАО не ответил. Разве что генеральный директор ОАО Ю.Синельник переведен в Москву и назначен председателем Комитета по рыболовству РФ. Неужто за блестяще проведенное разорение одного из самых элитарных и прибыльных рыболовецких предприятий России?
Вопросов много. На них в Калининграде пытаются добиться ответов от Москвы, от федеральных силовых структур. Например, каким образом могли быть проданы, сданы в аренду и на металлолом десятки судов, которые могли приносить доход казне и обеспечить работой не одну тысячу рыбаков? Оказывается, все эти сделки с судами разрешил Роскомрыболовство. Но все это сделано без согласия акционеров и фонда имущества, а значит - незаконно (что и признала прокуратура Калининградской области). Или почему акции - стоимостью 60 рублей каждая - работников базы принуждают продавать по 15 копеек? И принуждает в числе других банк "Народная инициатива", находящийся в Орле - городе, к океаническому флоту, как известно, имеющему отношение весьма отдаленное?
Словом, запутанная и дурно пахнущая история. И все это на фоне упадка всей рыболовецкой индустрии России. Вот и правительство недавно на своем заседании устами Владимира Путина с горечью констатировало: несмотря на общий подъем промышленного производства в России, в рыбной отрасли продолжается спад. За девять месяцев прошлого года вылов рыбы уменьшился на 9 процентов. В. Путин напомнил, что традиционно в России и в бывшем СССР рыбная продукция была в рационе малообеспеченных слоев населения. Сейчас же, по его словам, "мы видим на прилавках в основном деликатесы, а дешевой продукции становится все меньше".
Да и откуда ей взяться, если только одной Пионерской базой из-за преступного сокращения ее флота, считай, уже навсегда потеряны такие богатые промысловые зоны, как юго-восток Тихого океана, районы Мозамбика, Сьерра-Леоне, Гвинеи, Атлантики... Названия-то какие! А рыба? Ледяная, натотения, простапома... Не забыли?
Теряем флот, теряем районы промысла. И кажется, уже дошли до крайней точки, так нет же... Совет директоров ОАО "Пионерская база океанического флота" просит Российский фонд федерального имущества (РФФИ) дать "добро" представителям государства (а это - 30,1 процента всех акций акционерного общества) проголосовать "за" продажу или передачу в аренду 25 судов. Что же останется после этой сделки от базы, что станет с теми рыбаками, которые еще выходят на промысел? РФФИ просьбу отклоняет, дает указание представителям государства в ОАО голосовать "против" и заодно требует от Калининградского фонда имущества "провести проверку всех решений совета директоров "Пионерской базы", принятых в 1997-1999 годы, по сделкам с имуществом на предмет соответствия требованиям действующего законодательства".
Лед тронулся? Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Почти год назад правительство России создало оперативную группу из представителей 12 министерств и ведомств, чтобы выявить наконец правонарушения в рыбной отрасли. Напрямую это касалось и Калининграда. И что же? Да ничего! Представителя государства в совете директоров ОАО "Пионерское", нарушая все приличия и законы, игнорируют, даже близко не допуская к документам. Так и осталось без ответа письмо губернатора Калининградской области Леонида Горбенко, посланное в адрес председателя правительства, в котором он выражает категорическое несогласие с выдвижением того же Ю.П.Синельника на руководящий пост в Госкомрыболовстве, считая, что "это человек случайный в рыбной промышленности", а во всех его действиях "в первую очередь просматриваются меркантильные интересы". Сугубо личный интерес, кстати, проявился в таком любопытном факте: в местные административные органы обратился В. Плиев - заместитель Ю.Синельника и одновременно его отчим - с жалобой на то, что пасынок обманным путем присвоил принадлежащие ему акции. То, что, по сути, украдены акции у одного, хотя и высокопоставленного в масштабах города Пионерский, чиновника, конечно, нехорошо. В.Плиев надеется, что с этим мошенничеством разберется суд. Но когда наконец разберутся с тем, как и почему государство, по сути, уже потеряло "Пионерскую базу"? И когда же наконец будут сделаны выводы по многочисленным проверкам КРУ, налоговой инспекции, таможни, прокуратуры, наконец?
..."Пионерская" база ведет свою родословную с брошенных немцами двух баркасов и одного засолочного чана. Их кое-как залатали и пустили на промысел. Неужто история может повториться? И знаменитая на всю страну своими рекордными уловами база, посылавшая свои суда чуть ли не во все точки Мирового океана, будет напоминать о себе лишь ржавыми остовами кораблей - памятников нашего разгильдяйства?